Инна Дредунова
Выступление на семинаре «Особенности образовательной работы по знакомству дошкольников с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Необходимо вводить малышей
в окружающий мир так,
чтобы они открывали в нём что-то новое,
чтобы каждый шаг детей был
путешествием к чудесной красоте природы.
В. А. Сухомлинский
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Важно обратить внимание ребёнка на эту красоту и многообразие.
Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Публикация «Выступление на семинаре „Особенности образовательной работы по знакомству дошкольников с природой родного края“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.
Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.
Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. При ознакомлении детей с природой большое внимание необходимо уделять ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.
Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья.
Ставропольская природа не экзотическая, но в ней есть особая прелесть. Простота ее трогательна и незабываема. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье озимых и яровых хлебов, в перелесках и оврагах, в горизонте, окаймленном невысокими спокойными холмами; в ее шелковистых лугах, в лесах.
Необходимо увлечь детей, научить наблюдать, помочь понять красоту и хрупкость природы. Научить их любоваться, беречь и любить родную природу. При ознакомлении детей с природой родного края необходимо обратить внимание на особенности местности, его климата, разнообразие растительного и животного мира.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, необходимо определить цели этой работы :
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;
- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- знакомить с лекарственными растениями Ставропольского края;
- знакомить с «Красной книгой» Ставропольского края (растения и животные).
В процессе работы используются разные методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны : наглядные (наблюдения, рассматривание картин, презентации, практические (игра, труд, опыты, словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Так как наблюдения являются одним из основных методов ознакомления детей с природой, то наблюдаем мы систематически во время прогулок и экскурсий, на участке детского сада и в группе, за растениями и животными. С наступлением весны на прогулках дети стали замечать пробуждение природы.
На прогулках обращаем внимание детей на красивый цветок, дерево, белые облака, плывущие по небу, наблюдать, как, обгоняя друг друга, расплываясь и соединяясь с другими, плывут облака. Постепенно дети учатся более внимательно приглядываться к окружающему. Во время прогулок в березовую рощу обращаем внимание детей на ее красоту, приятный запах, свежесть воздуха, прислушиваться к пению птиц, предлагаем определить, где они поют.
Постепенно у детей развивается наблюдательность, интерес и любовь к родной природе.
С наступлением холодов необходимо обращать внимание детей на то, что на участке, возле жилых домов стало больше птиц. Почему?
Дети могут объяснить: холодно, для птиц стало меньше корма: спрятались насекомые, ветер срывает, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека.
Своими наводящими вопросами в процессе наблюдений за объектами природы нужно подвести детей к определенным выводам, заставить их рассуждать, думать. Все это стимулирует речевую активность детей.
Развитие устной речи - одна из важнейших задач в работе с детьми.
Дети лучше и более связанно рассказывают о том, что они слышали из уст взрослых. Рассказать же о том, видит или видел он сам, ребенок затрудняется, так как нужно самому найти словесную форму, чтобы выразить свою мысль.
Понимая важность для детей формирования собственной речи, перед нами стоят Задачи:
1. Научить детей наблюдать и рассказывать о том, что они видели.
2. Обогащать словарный запас детей на основе знакомства с родным краем и развивать умение использовать в речи образные слова и выражения.
3. Уточнять имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях.
4. Развивать умение пользоваться новыми словами и выражениями в разговоре и рассказывании.
В процессе наблюдения своими замечаниями, вопросами нужно направлять внимание детей на рассматривание наиболее характерного, на сравнение предметов и явлений, стремилась обогатить их словарный запас, чтобы они могли рассказать о том, что видели. Слова, которые дети слышат от воспитателя во время наблюдений, прочно входят в их словарь.
Интересный прием, который можно использовать в своей работе - домашнее задание : придумать или составить рассказ о труде лесника, о диком животном, о любимом цветке или дереве. Такие задания активизируют и родителей. Они начинают иногда придумывать рассказы вместо детей.
Не все дети справляются с домашним заданием. Некоторые дети не могут составить рассказ. Свои впечатления передают скупо, односложно. С такими детьми важна индивидуальная работа. Поощрение их активности, накопление словарного запаса.
Прогулки и экскурсии дают детям яркие впечатления, помогают правильно познавать и называть предметы и явления внешнего мира, активизировать речь детей.
На последующих прогулках дети осваивают понятия: хмурое небо, пасмурная погода, дождь моросит, туман стелется, ветрено. Дети запоминают значение новых слов, так как они сами наблюдали, как моросит дождь, чувствовали порывы ветра.
Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, дети учатся видеть красоту родной природы.
В работе с детьми по ознакомлению с природой родного края, можно использовать любые возникшие ситуации – «Девочка сорвала подснежники». Слово «подснежник» входит в их активный словарь. Одновременно нужно внимание детей на то, что подснежники надо беречь, не собирать большие букеты, чтобы они не исчезли, росли и украшали наш край.
Хорошим методом активизации словаря детей является постановка вопросов перед ними. Вопросы помогают закрепить имеющиеся знания и направляют внимание детей на определенные объекты.
Дети часто смотрят, но не видят. Вопросы помогают им это сделать.
При каждом наблюдении обращаем внимание детей на то, что все в природе живое, все нуждается в заботливом, бережном отношении человека.
Важным средством обогащения словарного запаса детей является чтение художественной литературы. Книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить её.
В процессе чтения дети запоминают, выделяют образные выражения, слова сравнения. Просят объяснить, уточнить, прочитать еще раз.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.
В старших группах нужно знакомить детей с «Красной книгой», в которую занесены растения и животные нашего края, находящиеся на грани исчезновения, а также редко встречающиеся.
Систематическое проведение прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.
Дети становятся более внимательными, бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.
Организуя работу с родителями, используются различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, презентации.
Очень всем понравился праздник – «Наши пернатые друзья», в котором приняли участие и взрослые и дети. Мы говорили о зимующих птицах нашего края, играли. Родители участвовали в конкурсах, играх, соревнованиях.
Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.
Мы все должны охранять и оберегать красоту природы нашего края. Обидеть лес или луг не так уж трудно. Но прежде, чем сделать что-то, спроси себя «Хорошо ли это?».
Литература:
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. «Дети, взрослые и мир вокруг». М. : Просвещение, 1993.
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
Лучич М. В. «Детям о природе». М. : Просвещение, 1989
«Как знакомить дошкольников с природой». Под ред. Саморукова П. Г. М., Просвещение, 1978. - 223с.