Анна Васильева
«Азбука родного края». Система работы по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
АЗБУКА РОДНОГО КРАЯ
Пусть ребенок чувствует
красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский
Все мы родом из детства. Все первые знания об окружающем мире начинаются оттуда, и все сердечные привязанности — тоже. «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». (К. Паустовский).
Публикация «„Азбука родного края“, Система работы по краеведению» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы и созданию проекта «Азбука родного края».(в средней и подготовительной группах)
Знакомство детей с родным краем : историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители воспитанников.
С. О. Шмидт: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».
Главная идея проекта – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
В условиях нашего города много музеев, и ориентированы они в основном на посетителей более старшего возраста.
Гордостью нашего города является историко-краеведческий музей, который является хранилищем археологических этнографических мемориальных и изобразительных материалов связанных с историей и культурой Саратовской области. Воспитанники ДОУ бывают на экскурсиях, где сотрудники музея знакомят ребят с историей нашего края его боевыми и трудовыми традициями.
После таких экскурсий дети и родители с большим желанием собирают материалы об улицах города и памятниках архитектуры делают сообщения, участвуют в конкурсах рисунков и поделок на краеведческие темы, читают произведения смоленских писателей поэтов и художников.
Дети с удовольствием отправляются в очные и заочные путешествия по Саратовской области; учатся работать с географической картой; знакомятся с яркими примерами возникновения письма в виде пиктограмм; с символами нашей области, города.
Тема родного края неисчерпаема. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Работа по изучению истории и социальной сферы города, несомненно, помогает детям многое узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины.
При изучении улиц нашего города дети знакомились с самыми поэтичными улицами в России: Садовая, Сенная, Набережная, Цветная, Первомайская, Южная, Степная, Нагорная, Чернышевского, Чапаева, Пономарева, М. Расковой.
При формировании представлений о важности составных частей края достаточно эффективен прием «оживления» - сопоставления. Город - «живой». Он рождается, состоит подобно живому существу из множества «клеточек»- домов, улиц. У города есть свои особенности: имя, определенный возраст, наряд, характер, память. Главное богатство города – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности и пользуются этими богатствами. Город хранит память о знаменитых горожанах, известных по всей России и по всему миру, в названиях улиц, мемориальных досках, памятниках. Сопоставление города с живым существом помогает детям осознать важность составных частей города, уникальность его облика, необходимость бережного отношения к нему. Важно, чтобы дети начали понимать ценности.
Приказать знать можно, а вот приказать любить нельзя даже рабу. Надо суметь так воздействовать на восприятие и чувства ребенка, чтобы любовь к родному краю сама возникла внутри его существа, как отклик на то доброе и родное, что связано с его малой родиной. Следовательно, сегодня главной задачей для воспитателя ДОУ, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, заботиться и охранять природу родного края, заботиться о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л. Леонов)
Литература
1. Артемова Е. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. №9.
2. Лебедева С. А. ,Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики // Дошкольная педагогика. – 2013. №10.
3. Соколова Л. В. ,Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М. ,2003.
5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории ЗДУВР https://festival.1september.ru/articles/513975/
6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя https://zanimatika.narod.ru/
6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна https://festival.1september.ru/articles/513978/