Светлана Колесникова
Коммуникативная компетентность педагога ДОУ как один из критериев профессионального мастерства в
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
воспитателя высшей категории
Колесниковой Светланы Сергеевны
на тему: «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ, как один из
критериев профессионального мастерства в работе с родителями
воспитанников».
Любая работа эффективна тогда,
Когда она правильно организована.
Публикация «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ как один из критериев профессионального мастерства в» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тему «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства в работе с родителями воспитанников» я выбрала не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй»;
- повышение уровня компетентности родителей.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат : здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.
Свою работу я начала со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с посещения детей на дому, анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, мастер – классов
В уютной и теплой обстановке прошло родительское собрание в нетрадиционной форме круглого стола «Всё начинается с семьи».
Цель которого: создать благоприятный микроклимат между родителями и педагогом для более результативной работы.
Подготовка к родительскому собранию началась задолго до его проведения. Провела интервью с детьми на тему «Что такое семья», подготовила вопросник для беседы с родителями, игры для родителей. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по теме.
На родительское собрание пришли многие родители, они прослушали выступление с презентацией по теме собрания. И на собрании мы затронули самую главную проблему - здоровье детей. Здоровью в нашем детском саду уделяется большое внимание. Своим опытом по закаливанию детей с нами поделилась наша родительница, тренер, учитель физической культуры Изотова Ирина Станиславовна. Она рассказала что они с раннего детства старались закалять Женю, занимались в бассейне, ходили пешком, в данный момент они вместе ходят на лыжах и занимаются на батуте. Для родителей была открыта выставка различных картотек гимнастик, это дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, упражнения на развитие мелкой моторики.
Я очень творческий человек я вяжу спицами. крючком, плету из бумажной лозы, делаю игрушки и банты из фоамирана, и в технике декупаж. Я ознакомила родителей с несколькими из своих работ и их заинтересовала техника декупаж. Так как 2024 год Зеленого деревянного Дракона, и как советуют астрологи, ёлка должна быть украшена игрушками, сделанными из дерева, своими руками. Тогда год будет благоприятным для всей семьи и поэтому я решила провести мастер класс по изготовлению игрушек в технике декупаж. Была показана родителям презентация пошагового изготовления игрушки. Все родители с большим удовольствием выполняли работу. Каждый внёс в свою игрушку какую- то изюминку.
Я пришла к выводу, что совместная с родителями работа дает возможность обхватить все виды деятельности.
Регулярно в детском саду провожу совместные тематические выставки поделок и рисунков, фотоколлажей детей и родителей. В конкурсе поделок из природного материала «Осень в лукошке», наши родители приняли активное участие.
Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями.
Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.
Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются понравится им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, я всегда говорю им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.
В нашем детском саду стало традиционным проведение праздников, посвящённых «23 февраля». Наши мальчики охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». Мною был сделан поздравительный видеоролик для мам с праздником.
Активно участвовали в акциях:
В педагогической практике мною используются различные виды наглядности. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки, консультации, беседы. Оформила консультацию «Роль семьи в воспитании ребенка». Памятки для родителей: «Заповеди родителей».
В группе работает «Почта доверия», родители могут задать вопросы, касающиеся воспитания детей, оставляют письма со своими идеями и предложениями.
Также у нас есть группа в вацапе, где мы делимся с родителями новостями, выкладываем фотографии с праздников. Родители также могут поделиться с нами фотографиями. Оставляют отзывы, комментарии.
Я вырабатываю у себя «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараюсь видеть в развитии всех детей прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Стремлюсь заслужить доверие родителей, организуя свое взаимодействие через «трансляцию родителям положительного образа ребенка», (т. е. никогда не жалуюсь на ребенка даже если он что-то натворил).
Беседу стараюсь вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщаю об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности.
В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Литература
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. -
2. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М. : "Просвещение", 2009. - 96
3. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. - М. : "Сфера", 2010. -
4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // 6. Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
7. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М. : "Просвещение", 2011. - 190 с.