Елена
Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдвинула цель своей работы :
практическое внедрение детского экспериментирования, как метода познавательного развития дошкольников.
Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:
1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Публикация «Опыт работы на тему „Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Наметила этапы работы.
1. Изучить методическую работу по данной теме.
2. Оптимизировать предметно-развивающую среду группы.
3. Разработать перспективное планирование.
4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по заявленной теме.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей II младшей группы.
На начало работы по результатам собеседования с детьми выявила низкий уровень развития познавательной активности (см. приложение № 1)
У детей познавательные интересы неустойчивы, преобладают предметно –ориентированные, утилитарные интересы. Многие дети реагируют на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряют интерес к происходящему, быстро пресыщаются.
Дети затруднялись в умении правильно задавать вопросы. В вопросах, преимущественно отражали обыденные, обиходные связи и отношения, не проявляли интерес к ответам.
В большинстве случаев дети не проявляли самостоятельность, могли нарушить требуемую последовательность действий. Требования взрослого действовать самостоятельно могли вызывать скрытый или открытый протест, негативные переживания.
Не стремились участвовать в образовательном процессе вместе с другими детьми, предпочитали индивидуальные формы взаимодействия со взрослым, которые могли стать единственной возможностью вызвать активность ребёнка в образовательном процессе.
Основываясь на результатах, полученных на начальном этапе, определила наиболее эффективные методы и приёмы для развития познавательной активности детей.
На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши» и картотека опытов, игры по экспериментированию.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
В работе использовала формы и методы такие как : наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Вся непосредственно - образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры детей, побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям, и находятся в их свободном пользовании.
В своей работе использую следующие правила:
- не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
- не сдерживать двигательную активность детей.
- хвалить ребенка за успехи.