Лариса Камаева
Опыт работы «Мини-музей как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»
▼ Скачать +Заказ
В современных условиях жизни общества одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, что в большей степени определило направление нашей работы с детьми по сохранению национальных традиций и воспитанию толерантного отношения. Это направление было поддержано родителями, педагогами, социумом.
Публикация «Опыт работы „Мини-музей как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Актуальность. Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. В наши дни, дети очень мало получают информации о культуре, быте, традициях народа. Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Как помочь детям ответить на такие вопросы? Решить проблему: донести до сознания детей историю быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта, традиции, культуру своего народа, на наш взгляд, поможет создание в ДОУ мини-музея.
Цель: Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления их с жизнью, бытом и творчеством своего народа, приобщения к народным традициям и обычаям через активизацию работы мини – музея.
Задачи:
Формировать представления дошкольников об историческом прошлом нашей страны (о народных традициях, обычаях предметах быта, одежде, промыслах, используя различные виды детской деятельности;
Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию мини - музея, к организации и проведению совместных мероприятий с детьми.
Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности, активности, любознательности.
Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре.
Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Так в детском саду одну из комнат украсили изделия, выполненные в народном стиле разных национальностей. Это покрывала, салфетки, полотенца, ковры, костюмы. Собраны подлинные предметы быта (прялка, веретено, кухонная утварь и элементы старинной одежды). Теперь это мини-музей. Экспонаты музея используются как наглядные пособия для ознакомления с фольклором марийского, татарского, удмуртского и русского народа.
Поэтому изучение истории, в нашем дошкольном учреждении начинается с мини-музея. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детях семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей большой интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Именно здесь, для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Дети активно используют предметы обихода ( такие как: старинные кроватки-качалки для кукол, куклы в национальных костюмах в своей игровой деятельности. Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Также экспонаты можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.
В своей работе педагоги дошкольного учреждения широко использует произведения декоративно-прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы.
Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание народной музыки, пение народных песен. Музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало доброй традицией включать в сценарии праздников и развлечений песни и танцы народов в исполнении детей.
Также особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор : сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки на языке своего народа. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаемы к нравственным общечеловеческим ценностям.
Важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта, национальной одежды, оформления мини - музея, обшивании куклы в национальный костюм и т. д. Благодаря родителям мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Национальная народная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения.
В заключение хочется сказать, что создание мини-музея в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.