Ангелина Малистова
Опыт работы по инклюзивному образованию в лицее
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы МБОУ «Лицей № 52» по инклюзивному образованию
Зачем рождаются больные дети?
Внедрение инклюзивного образования в МБОУ «Лицей № 52» началось с 1 сентября 2019 года и осуществляется по вариативной модели. Мне, как никакому другому педагогу, посчастливилось! Работая с особенным ребёнком, я выступаю сразу в трёх ролях – мама, тьютор и учитель. Моя дочь имеет ментальные нарушения и обучается по своей программе для детей с лёгкой и средней степенью умственной отсталости. Осваивать инклюзию мы начали с двух лет в общеобразовательном детском саду и, конечно же, не было речи о том, чтобы она училась в коррекционной школе. Сегодня Аня – ученица третьего класса, ходит в лицей вместе с другими детьми, которые приняли её на равных с первого дня.
Публикация «Опыт работы по инклюзивному образованию в лицее» размещена в разделах
Учебный процесс в лицее для моего тьюторанта построен следующим образом : в соответствии с учебным планом адаптированной основной общеобразовательной программы девочка посещает часть уроков совместно с классом, а большинство занятий проводят учителя индивидуально с ней. У Ани четыре педагога по разным учебным предметам, есть коррекционные занятия и занятия по внеурочной деятельности, все классные и лицейские мероприятия проходят с её участием: поёт вместе с детьми, читает стихи, танцует, любит походы и поездки, с удовольствием посещает школьный лагерь в каникулы. Все занятия проходят в очной форме в стенах лицея. Конечно же, девочке необходима помощь при выполнении некоторых заданий на уроке и во внеурочное время, и в этом ей помогают как педагоги, так и одноклассники.
Ребёнок с ОВЗ обучается по АООП, которая включает учебные предметы, коррекционные курсы и внеурочную деятельность. И каждый пункт программы связан с той или иной сферой развития ребёнка.
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учителя-предметники. А осуществляет взаимодействии, координирует работу именно тьютор, то есть он приводит к общему знаменателю.
Достижение цели тьюторского сопровождения достигается последовательным решением следующих задач:
• Создание условий для успешного ОБУЧЕНИЯ ребенка;
• Создание условий для успешной СОЦИАЛИЗАЦИИ ребенка;
• Максимальное РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА его ЛИЧНОСТИ.
Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:
1. Организация и адаптация жизненного пространства (рабочего места, других мест, где бывает ребенок в школе).
2. Понимание зон ближайшего развития ученика с ОВЗ
«Обучение ведет за собой развитие» (Л. С. Выготский, опора на его внутренние скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Итак, зачем же рождаются больные дети?
Что мы испытываем, увидев такого ребенка
К сожалению, мы сначала видим диагноз, а не человека, который является образом Божьим. Вид больного ребенка вызывает у нас сострадание, жалость. А это чувство не присуще животным, это только человеческое. Поэтому и получается, что больные дети помогают нам быть людьми!