МААМ-картинки

Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»

Наталья Рухля
Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы

Рухля н.  с. :
Круги Луллия в работе логопеда
Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.

Публикация «Опыт работы „Использование ТРИЗ-технологии „Круги Луллия“ в логопедической работе“» размещена в разделах

В практике нашего дошкольного образовательного учреждения педагоги уделяют большое внимание творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. В настоящее время основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом развитии становится его самореализация в социуме. Поэтому в условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Но, помимо этих задач, важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения.

Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.

Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии – круги Луллия.

Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.

Почему эта проблема заинтересовала меня?

1. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

2. С помощью этого пособия удобно закреплять произношение поставленных звуков в речи, а также развивать фонематические процессы (восприятие, представления, анализ и синтез).

3. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН.

В связи с этим я разработала проект «Использование кругов Луллия в речевом развитии детей логопедической группы». (Приложение 1)

Цель проекта:

Разработать систему работы по речевому развитию детей логопедической группы с использованием «Кругов Луллия».

Задачи проекта:

1. Изучить педагогический опыт по использованию «Кругов Луллия» в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Составить план работы с использованием «Кругов Луллия» по предметным темам в логопедической группе.

3. Подготовить практический материал для использования в блоках специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

В результате практической деятельности по проекту мною были созданы:

- комплекс игр для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия (Приложение 2);

- конспекты индивидуальных занятий с применением дидактического пособия «круги Луллия» (Приложение 3);

- разработаны консультации для родителей логопедической группы;

- обобщен и распространен опыт работы по теме «Игры с кольцами Луллия для развития речи».

В итоге работы мною выпущены методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей по применению пособия «Круги Луллия». (Приложение 4)

Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

• развивать фонематические процессы;

• уточнять и активизировать словарный запас;

• совершенствовать слоговую структуру слова;

• автоматизировать звуки речи;

• формировать структуру предложений;

• совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с «Речевыми кругами» ведётся:

• на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;

• на занятиях по развитию речи;

• игровой деятельности вне занятий;

• в самостоятельной деятельности детей;

Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

• логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

• логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

• логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.

• логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Наряду с традиционными методами, предлагаемый метод помогает совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.

Сравнительные показатели состояния устной речи воспитанников логопедической группы, позволяют утверждать, что использование в коррекционно-логопедической работе адаптивных методов и приемов ТРИЗ позволяет сократить сроки коррекции речи у воспитанников и повысить результативность работы. По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.

Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

Итак, методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Я убеждена, что адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в работе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в работе с детьми дошкольного возраста. «Я слышу — и я забываю, я вижу —.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Использование технологии ТРИЗ на занятиях в подготовительной группеИспользование технологии ТРИЗ на занятиях в подготовительной группе Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, методов морфологической таблицы, и работа над силой воли, духа.

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию опыт работы нашего учреждения по использованию элементов методики Базарного. Сегодня.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Методическая разработка «Волшебные кольца» (круги Луллия)Методическая разработка «Волшебные кольца» (круги Луллия) Для проведения открытого занятия на тему"В гостях у сказки" с использованием технологии ТРИЗ, я сделала пособие из пластинок по методу Р. Луллия.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста Современное общество предъявляет новые требования к уровню образования подрастающего поколения. Согласно ФГОС дошкольного образования, одной.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»
Опубликовано: 31 января 2017 в 14:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рухля в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД