Приложение МААМ

ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Элина Сагитова
ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Современное общество предъявляет новые требования к уровню образования подрастающего поколения. Согласно ФГОС дошкольного образования, одной из первостепенных задач воспитания и обучения является воспитание детей обладающих высоким творческим потенциалом. Это означает, что педагогам ДОУ необходимо вести работу по развитию творческих способностей, развитию нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детский сад.

Публикация «ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст уникален, так как именно в этом возрасте формируются все психические процессы. Мышление детей в этом возрасте не ограничено рамками обыденности и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Именно это дает возможность ребенку дошкольного возраста с легкостью изобретать и придумывать такие предметы, идеи на которые взрослые просто не обратили бы внимания.

С помощью традиционных форм работы не возможно в полной мере решить задачи по развитию творческого потенциала у детей.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у дошкольников является ТРИЗ технологии- теория решения изобретательных задач. Она возникла в нашей стране в 50-е годы усилиями ученого, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Альтшуллера. В детские сады ТРИЗ пришла в 80-е годы.

Цель использования ТРИЗ технологий : развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а также поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ технологии отличаются от традиционных форм работ с детьми тем, что предоставляют детям возможность не только самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, но и находить альтернативные пути решения классических задач.

В арсенале ТРИЗ технологии существует множество методов

1) Метод «мозгового штурма»

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором детям необходимо высказать как можно большее количество вариантов решения проблемы.

Например: игра «Помоги Робизону» (старший дошкольный возраст)

Цели: развивать творческую активность детей мышление, память. Развивать и обогащать словарный запас детей, воспитывать взаимопомощь.

Ход игры:

Дети делятся на де команды: Генераторы идей и аналитики.

Цель генераторов заключается в подборе как можно большего количества идей решения проблемы. Аналитики внимательно слушают, совещаются и выбирают одно наиболее удачное решение проблемы и обосновывают его.

Итак играем:

1)Робинзон попал на необитаемый остров и даже не знает сколько время. Как ему определить который сейчас час?

2)Следующим шагом Робинзону необходимо подать сигнал SOS. Как это сделать?

3) Надвигается сезон дождей. Что необходимо предпринять Робинзону.

2) Метод каталога.

Метод был предложен немецким ученым в 1926 году, а в 50-е годы XX века был усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом и переименован в метод фокальных объектов.

Сущность метода заключается в перенесении признаков одного или нескольких предметов на выбранный объект (фокальный объект).

Например:

Давайте побудем кризисными менеджерами и спасем завод по производству кастрюль от банкротства.

Наша цель усовершенствовать кастрюли для повышения их спроса.

Итак, фокальный объект: кастрюля

Выбираем случайные объекты: дерево, лампа, кошка

Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.

Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.

Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.

Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками;

лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:

нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля;

Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т. д.

3) Метод «Синектики» -это тот же мозговой штурм, только усовершенствованный и упорядоченный.

Виды синектики:

- Прямая аналогия. Цель: учить сравнивать предметы с различными объектами.

критерии прямой аналогии: по форме, по цвету, по структуре, по ситуации, по свойствам.

Например: Дом

*как печенье,

*как елка

*как кубик

*бабушкин дом

*теплый

*добрый

- Символическая аналогия. Цель - нахождения краткого символического описания задачи или объекта.

Например: «Нарисуем сказку «Репка»

Я буду читать сказку, а вы обозначаете героев сказки какими либо символами.

Репка- круг

Дедушка- квадрат

Бабушка- треугольник

внучка- бантик

Жучка- кость

Кошка - усы

Мышка – хвост

-Фантастическая аналогия.

Цель: перенесение проблемы в сказку, в легенду.

Например: -Вы пришли в детский, а там нет взрослых. Кого из сказочных персонажей вы поставите вместо воспитателя? Нянечки, Повара.

- Сравнение живых и неживых объектов.

Например: Сравните: Заяц живой и заяц нарисованный.

Чем похожи?

Чем отличаются?

4) Метод эмпатии – основан на развитии способности представить себя на месте другого человека или предмета.

Например: Дети собрались мыть руки, воспитатель спрашивает: «О чем сейчас думает мыло?» (Боится, что мы его испачкаем, радуется что поможет нам смыть грязь с рук)

5) Метод противоречий Сущность заключается в восприятии одного и того же предмета в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо, опасно- не опасно)

Наприме: На прогулке воспитатель спрашивает: «Солнышко это хорошо. Почему?», «Солнышко это плохо. Почему?»

Спички это хорошо. Почему? Не опасно когда?; Спички плохо. Почему? Опасно. Когда?

Метод противоречий очень полезен при рассмотрении изменения и усовершенствования объекта во времени. Например: Беседа «Как появилась ручка»

- Раньше царапали на бересте. Хорошо- Можно было хоть как то писать.

Плохо – Было не удобно, буквы получались не ровными и не аккуратными.

- Потом появилось перо с чернилами. Хорошо – писать стало удобнее.

Плохо – оставались кляксы.

- Затем появилась шариковая ручка. Хорошо – Писать удобно, не оставляет клякс, не нужно постоянно обмакивать в чернила.

Плохо – Нельзя стирать написанное, ошибку не исправить.

Придумайте, новое поколение ручки.

6) Метод системный анализ Помогает рассмотреть мир в системе как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.

Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать. Мышление обычного человека не системно. Если человеку сказать «дерево», он представит только дерево.

Мышление творческого человека выдаст: дерево, лес, ствол, ветки, корень.

Системный анализ предполагает использование системного оператора- способ анализа системы, надсистемы и подсистемы, объекта в прошлом, будущем и настоящем.

Системный оператор можно использовать начиная с младших групп постепенно усложняя рассматриваемые характеристики предмета.

7) Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками) – сущность заключается в том, что все предметы и вещества представлены состоящими из множества маленьких человечков. Для взрослых это молекулы.

Например, с помощью данного метода можно объяснить детям о переходе вещества из одного состояния в другое.

Почему сосульки зимой не тают, а весной превращаются в воду.

Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)

Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась. Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия –«бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие»

Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.

Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).

Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.

На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.

Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.

Например, как можно обозначить карандаш - снаружи деревянный корпус, внутри – графит? Эти 2 составляющих карандаша- твёрдые. Используя изображения человечков, обозначающих твёрдые вещества, и знак «+», получаем следующую схему (на фото).

7) Метод морфологического анализа- комбинирование разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.

Этот метод основан на построении таблицы, в которой перечислены все основные элементы составляющие объект и указываются варианты реализации этих элементов.

Ярким примером метода морфологического анализа являются круги Луллия

Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо бы-ло расшифровать, подключив воображение.

8) Типовые приемы фантазирования. Приемы, в основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Приемы типового фантазирования:

*Прием «увеличения-уменьшения»

*Прием «Деление-объединение»

* Прием «Преобразование признаков времени

*Прием «Оживление- окаменение»

* Пием «Специализация-универсализация»

* Прием «Наоборот»

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который педагог сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой житейской ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в работе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в работе с детьми дошкольного возраста. «Я слышу — и я забываю, я вижу —.

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопеда Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию опыт работы нашего учреждения по использованию элементов методики Базарного. Сегодня.

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста» Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в соей практике, применяя их во время совместной деятельности,.

Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Технологии музыкального.

Краткая статья на тему «Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками» XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Семейный клуб «ТРИЗ-ртв технологии в развитии математических способностей детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчет)Семейный клуб «ТРИЗ-ртв технологии в развитии математических способностей детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчет) ТРИЗ-РТВ технология в развитии элементарных математических представлений младших дошкольников. Пояснительная записка Одна из основных.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Здоровьеформирующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2016 в 20:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Элина Сагитова (УИ 245309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД