Лучший педагог года

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста

Людмила Виндюкова
Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию опыт работы нашего учреждения по использованию элементов методики Базарного.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Публикация «Использование элементов здоровьесберегающей технологии В, Ф, Базарного в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность воспитательно – образовательному процессу в детском саду стало нашей первоочередной задачей.

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.

Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка мы отдали приоритет оздоровительной методике В. Ф. Базарного

Базарный Владимир Филиппович русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.

И сегодня нам очень хочется поделиться опытом работы по использованию в нашем дошкольном учреждении элементов здоровьесберегающей технологии Базарного. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с развитием детей дадут прекрасные результаты.

О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике. Свою работу по внедрению элементов методики мы начали еще в 1993году. Тщательно изучив их из первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесли коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработали систему сохранения и укрепления здоровья.

Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т. к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению.

Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда мы полюбили их вместе с детьми, увидели реальные результаты, то у нас появилось огромное желание рассказать коллегам о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях. Ведь воспитательно образовательный процесс не разрушается, а становится более доступным и увлекательным. Но, планируя образовательную деятельность с детьми, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями.

Первый элемент методики – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. В своей работе, вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – мы используем режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для повышения активности детей используем подвижные " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты", которые развешены под потолком в группе. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по темам птицы : зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.

В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на то или иное пособие, просим что - то найти, проанализировать, дать характеристику.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе например "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди отгадку") Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это - стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

В группах у нас есть офтальмотренажеры, с помощью которых мы проводим физкультминутки. Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

Данный тренажер чаще используем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. он прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.

Давайте попробуем выполнить несколько элементов этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используем экологическое панно. Использование " панно" вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Экологическая стена меняется с приходом нового времени года.

На нем изображены пейзажи. У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а детки ее пересчитывают.

Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести загадку или предмет. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж. Образовательная деятельность проходит в игровой форме. Дополнительно к панно были изготовлены атрибуты (картинки с изображением животных, птиц, сказочных героев) Крепеж осуществляется за счет наклеенных на панно и картинки "липучек".

Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Мы задействуем его в различных видах деятельности детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т. д.

Панно используем для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности.

Положительные результаты оздоровительной методики налицо : дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

Образовательная деятельность по валеологии и беседы о здоровье дают огромную результативность и дети осознанно заботятся о своем здоровье, выполняя все приемы по оздоровлению организма.

В. Ф. Базарный выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек. Но так как группы у нас смешанные, то мы разделили игровые зоны, которые отличаются друг от друга по содержанию и форме.

У девочек все игры и игрушки, которые формируют женское начало, учат их нежности, добру, скромности,а мальчиков учат – мужеству, храбрости, выдержке.

Важнейшим условием в работе по технологии В. Ф. Базарного является хоровое пение. Пение - это мощное средство гармонизации нервной системы и психики, профилактика заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение основано на классической музыке и народных песнях. Оно несет в себе не только эстетическое начало, но и служит фундаментальным биологическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Повысить работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Отмечается заинтересованность родителей - как равноправных участников воспитательно – образовательного процесса.

Хочется пожелать коллегам, которые начнут применять здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного : "Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха".

Публикации по теме:

«Использование проектной технологии в работе с детьми и родителями» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему (1слайд) «Использование проектной технологии в работе с детьми.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Потешки-это жемчужина устного народного творчества, это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок в детстве. Потешки просты,.

Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев.

Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Технологии музыкального.

Особенности применения элементов логоритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста В последнее время всё более заметным становится рост отклонений в развитии речи у детей, что приводит к задержке речевого развития у до-школьников.

Использование технологии «Тестопластика» в работе с детьми ОВЗ Существует множество современных технологий, которые используются в практической деятельности. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Здоровьеформирующие технологии в работе с детьми дошкольного возраста Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Здоровьеформирующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 26 августа 2016 в 18:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Виндюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД