Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста»

Воложанина Людмила
Опыт работы «Формирование самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста». Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ «ДС №474 г. Челябинска» Воложаниной Людмилы Викторовны.

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других!

Б. В. Асафьев.

Публикация «Опыт работы „Формирование самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Ее решению подчинены задачи обучения детей различным видам музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психическим развитием.

Музыка – это искусство, в котором содержание произведений подчас довольно трудно передать словами. Это трудно сделать даже взрослым людям и тем более нелегко – маленьким детям, у которых еще мал жизненный опыт и невелик словарный запас.

Передо мной давно встал вопрос: как вызвать у ребенка интерес к музыке, желание внимательно, с начала до конца слушать музыкальное произведение, научить детей передать словами те чувства и переживания, которые вызывает у них прослушанное произведение? Что нового необходимо ввести в развивающую среду, чтобы помочь детям ориентироваться в неограниченных возможностях применения музыки в своей жизни?

Мы пришли к выводу о необходимости обновить содержание музыкальной развивающей среды, создав комплекс дидактических пособий, помогающих детям в их творческом становлении.

Занимаясь слушанием музыки с детьми, я часто задумывалась: для чего нужно так детально анализировать с детьми прослушанное музыкальное произведение, как предлагают нам музыковеды в некоторых программах по слушанию. Ведь мы, взрослые, слушая музыку, не анализируем ее строение, средства музыкальной выразительности, ритмические особенности, а просто наслаждаемся эмоциональными красками, образным содержанием произведения. Поэтому, слушая музыку в непосредственно образовательной и совместной деятельности, мы с детьми больше беседуем об эмоциональном и образном содержании музыки и о тех чувствах, которые она пробуждает в детях. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал уважение к себе даже в том случае, если его мнение о прослушанной музыке не совпадает с мнением педагога. Ведь музыкальный образ – понятие условное, индивидуальное, которое зависит от многих факторов – особенности личного восприятия слушателя, жизненного опыта, развития эмоциональной сферы, настроения, наконец.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу, их нужно обязательно прослушать. Вот здесь-то и необходим более детальный анализ средств музыкальной выразительности. Ведь только определив средства выразительности музыки – ее настроение, образное содержание, лад, темп, динамику, тембр, мы можем определить и соответствующие исполнительские приемы, выбрать подходящие по тембру музыкальные инструменты для игры в оркестре, придумать образные музыкально – двигательные композиции.

Чтобы стимулировать самостоятельность детей в осмыслении средств музыкальной выразительности и возможности их применения для создания музыкального образа, облегчить детям запоминание сложных музыкальных терминов, помочь в составлении развернутого рассказа о прослушанной музыке, нами было разработано дидактическое пособие «Моделирование средств музыкальной выразительности».

Это пособие применяется в непосредственно образовательной деятельности, когда дети слушают музыкальное произведение и, рассматривая карточки с моделями, выбирает те средства музыкальной выразительности, которые, по их мнению, использованы композитором для создания музыкального образа. Работа с карточками позволила мне сделать такой сложный для детей процесс, как анализ музыки, увлекательной игрой. Теперь о любом произведении, прослушанном в непосредственно образовательной деятельности, мы сначала рассказываем с помощью дидактических карточек.

При этом у детей развивается способность решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельной музыкальной деятельностью, умение работать в команде : обсуждать, принимать решение, самостоятельно действовать, давать оценку своим действиям и действиям партнеров. Коллективная работа с карточками помогает мне воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, культуру поведения в коллективе.

Эти карточки используются и в самостоятельной деятельности детей в музыкальной зоне в группе, когда ребенок составляет из карточек модель той музыки, которую собирается сочинить и исполнить. В итоге, ребенок самостоятельно импровизирует на музыкальном инструменте или голосом созданный им музыкальный образ.

Известно, что движение под музыку – наиболее близкий детям вид музыкальной деятельности и занимает важное место в процессе музыкально – эстетического воспитания детей. Ведь движение, само по себе – это жизнь. Музыкальные игры, танцы помогают развить помимо физической составляющей ребенка, эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ, используя характерные движения, передают не только облик и характер образа, но и отношение к нему. Так рождается творческое воображение.

Однако дети не всегда могут самостоятельно сориентироваться в многообразии танцевальных движений, необходимых для создания того или иного танцевального образа. Для облегчения этой задачи, нами было разработано дидактическое пособие для детей «Моделирование танца». Это пособие призвано способствовать формированию самостоятельности ребенка в развитии танцевальных движений как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в музыкальной зоне группы. В ходе игры ребенок, слушая музыку и рассматривая карточки с моделями танцевальных движений, составляет танцевальные цепочки, для девочек, мальчиков, в парах, импровизируя максимальное количество движений по одной карточке. В итоге, ребенок самостоятельно придумывает танец и исполняет его под предложенную музыку.

Одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах как индивидуально, так и в оркестре. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности всех детей, независимо от степени их одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному коллективному элементарному музицированию.

Организуя в непосредственно образовательной и совместной деятельности игру на музыкальных инструментах в оркестре, я использую следующую технологию работы над музыкальным произведением :

• Слушание произведения. На этом этапе внимание детей направлено на образно – содержательную сторону произведения в целом.

• Анализ, разбор произведения. На этом этапе мы с детьми обсуждаем характер произведения, анализируем отдельные его части, определяем средства музыкальной выразительности, тембровые особенности музыки, выбираем подходящие по тембру инструменты.

• Повторное слушание музыки на более сознательном и эмоциональном уровне. С детьми уточняется последовательность звучания в оркестре музыкальных инструментов, приемы звукоизвлечения, ритмические и динамические характеристики музыки.

• Исполнение музыки на музыкальных инструментах в оркестре. На этом этапе особое внимание обращается на эмоциональное, артистичное исполнение музыкального произведения.

Занимаясь с детьми музицированием на музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре, я задавалась вопросами: как, не прибегая к длительным репетициям, разучивать и исполнять с детьми достаточно сложные, высокохудожественные оркестровые произведения, как расширить оркестровый репертуар, как, наконец, вызвать у детей желание самостоятельно проигрывать новые и хорошо знакомые музыкальные произведения?

Для решения этих вопросов и были разработаны дидактические пособия «Моделирование оркестра» и «Моделирование ритма». Эти пособия применяются в непосредственно образовательной деятельности, когда дети слушают музыкальное произведение и выбирают, подходящие по тембру, музыкальные инструменты и ритмические блоки к ним. Работа с карточками

позволяет нам с детьми исполнять в непосредственно образовательной деятельности достаточно сложные и разнообразные оркестровые произведения, превращая эту деятельность в игру, что вызывает у детей неподдельный интерес и желание музицировать в оркестре.

Эти карточки используются и в самостоятельной деятельности детей в музыкальной зоне в группе, когда дети составляет из карточек модель той музыки, которую собираются исполнить. В итоге, дети самостоятельно музицируют в оркестре или играют по очереди на выбранных инструментах (под предложенную музыку или сочиняют свою).

Процесс развития самостоятельного мышления длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не дается само, оно формируется путем тренировки воли и внимания. В непосредственно образовательной деятельности дети совместно с педагогом узнают много нового, приобретают навыки и приемы исполнительства, учатся действовать самостоятельно в различных игровых ситуациях. Им хочется самостоятельно вспомнить то, чему они научились, применить это в своей жизни, найти новое, поэкспериментировать.

Помочь ребенку поддержать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, на мой взгляд, помогает комплекс дидактических пособий «Моделирование средств музыкальной выразительности», «Моделирование танца», «Моделирование оркестра» и «Моделирование ритма».

Играя с этими пособиями, ребенок проявляет творческое воображение, фантазию в передаче танцевальных и игровых образов, импровизирует оригинальные по мелодии и ритму пьески на музыкальных инструментах. Дети желают и, самое главное, могут самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью в музыкальных зонах в группе, используя усвоенные навыки, следуя своему плану действия, добиваясь результата и самостоятельно оценивая его.

Этапы формирования самостоятельной музыкальной деятельности

у детей дошкольного возраста :

• Ребенок слушает музыку и наблюдает за музицированием взрослого.

На данном этапе ребенок получает от взрослого новую информацию (например, знакомится с новой песней, танцем, анализирует ее, уточняет непонятный ему материал. Внимание детей при этом направлено на образно – содержательную сторону музыкальных произведений.

• Ребенок вместе с взрослым занимается музыкальной деятельностью.

Теперь ребенок, получив первичную зрительно-слуховую информацию, вместе с взрослым, опираясь на его опыт, зрительный контакт за действиями, учится исполнять музыкальное произведение (поет, танцует, играет на музыкальных инструментах).

• Ребенок занимается музыкальной деятельностью, взрослый наблюдает.

На этом этапе ребенок самостоятельно музицирует, опираясь на поддержку взрослого в случае затруднения.

• Ребенок самостоятельно занимается музыкальной деятельностью, проявляя при этом эмоциональную отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, творческую активность, самостоятельность, инициативу, способность к импровизации.

Музыкально-дидактическое пособие «Моделирование ритма»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Способствовать формированию самостоятельности ребенка в развитии чувства ритма.

Материал: карточки-модели с ритмическими блоками, магнитная доска или наборное полотно

Ход игры: Ребенок рассматривает карточки с моделями ритма и:

а) составляет ритмическую последовательность для игры на одном музыкальном инструменте;

б) выбирает отдельные модели ритма для нескольких выбранных ранее музыкальных инструментов, составляя оркестровую партитуру;

в) составляет ритмическую последовательность для исполнения во время пения или танца (притопы, хлопки и т. д.)

В итоге, ребенок самостоятельно музицирует (под предложенную музыку, или поет, или танцует, или отстукивает ритм стиха и т. д.)

Музыкально-дидактическое пособие «Моделирование танца»

для детей со 2-ой младшей группы.

Цель: Способствовать формированию самостоятельности ребенка в развитии танцевальных движений.

Материал: карточки с моделями танцевальных движений, магнитная доска или наборное полотно

Ход игры: Ребенок рассматривает карточки с моделями танцевальных движений и составляет танцевальную последовательность:

1) в младшем возрасте буквально передают движения, изображая ребенка, животного;

б) в среднем возрасте выбирает модели для девочек, мальчиков, импровизируя 2-3 движения по одной карточке;

в) в старшем возрасте, слушая музыку, составляет танцевальные цепочки, для девочек, мальчиков, в парах, импровизируя максимальное количество движений по одной карточке.

В итоге, ребенок самостоятельно придумывает танец и исполняет его (под предложенную музыку).

Музыкально-дидактическое пособие «Моделирование оркестра»

для детей со 2-ой младшей группы.

Цель: Способствовать формированию самостоятельности ребенка в игре на детских музыкальных инструментах (далее ДМИ).

Материал: карточки с моделями музыкальных инструментов, магнитная доска или наборное полотно

Ход игры: Ребенок рассматривает карточки с моделями ДМИ и:

1) в младшем возрасте выбирает для игры понравившийся или подходящий по тембру, инструмент и музицирует под музыку или пение;

б) в среднем возрасте выбирает для игры несколько подходящих по тембру ДМИ и музицирует под музыку (пение) сам или с дирижером;

в) в старшем возрасте, слушая музыку, подбирает подходящие по тембру ДМИ, составляет ритмические цепочки (карточки «Моделирование ритма») и музицирует.

В итоге, ребенок самостоятельно музицирует в оркестре или играет по очереди на выбранных инструментах (под предложенную музыку или сочиняет свою).

Музыкально-дидактическое пособие «Моделирование средств музыкальной выразительности» для детей подготовительной к школе группе.

Цель: Способствовать формированию самостоятельности ребенка в осмыслении средств музыкальной выразительности и возможности их применения для создания музыкального образа.

Материал: карточки с моделями средств музыкальной выразительности, магнитная доска или наборное полотно

Ход игры:

1 вариант. Ребенок слушает музыкальное произведение и, рассматривая карточки с моделями, выбирает те, которые, по его мнению, использованы композитором для создания музыкального образа.

2 вариант. Ребенок составляет из карточек модель той музыки, которую собирается исполнить, подключая при этом карточки с моделями музыкальных инструментов.

В итоге, ребенок самостоятельно импровизирует на музыкальном инструменте или голосом созданный им музыкальный образ.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 12:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование самостоятельной музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Воложанина Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД