Приложение МААМ

Опыт работы «Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города»

Ирина Щипайло
Опыт работы «Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.

Джона Дьюи.

Актуальность опыта работы

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Образовательная программа нашего дошкольного учреждения включает в себя региональный компонент, в рамках которого дети знакомятся с разнообразием и широким выбором профессий родного края. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Профессиональные интересы детей дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности ребенка, так как в этом нет потребности. Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Включаясь в игровые ситуации, выполняя трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов достигнутых ребенком в процессе игровой деятельности меняется его самооценка. Работу по реализации системы профориентационной направленности «Сто дорог – одна моя» начала с мониторинга детей, чтобы выявить уровень знаний о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых железнодорожных профессий. На начальном этапе было выявлено, что дети имеют недостаточно отчетливое представление о многообразии профессий и значимости труда. Так как для создания системы необходима взаимосвязанная работа всех субъектов образовательного процесса, мною было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы в дошкольном учреждении, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по стопам родителей». Поэтому актуальность ознакомления дошкольников и родителей с профессиями нашего города очевидна.

Публикация «Опыт работы „Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города“» размещена в разделах

Новизна и практическая значимость опыта работы выражается в том, что мною разработана система формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых железнодорожных профессий нашего города в «Сто дорог – одна моя», которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Данная система работы апробируется в настоящее время на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» в моей группе.

Для реализации данной темы я поставила перед собой цель: расширить представления детей о разнообразии железнодорожных профессий, как особенности профессионального мира нашего города, через реализацию системы «Сто дорог – одна моя», используя инновационные формы. Понимая, какое значение имеет профориентация дошкольников в познавательной активности детей, я выбрала данную тему для работы с детьми своей группы. От условий, где мы живем, акцентировала внимание на формирование у дошкольниковэмоционального отношения к профессиональному миру, предоставлениеспектра профессий, востребованных в своем городе железнодорожников.

Для создания данной системы я использовала следующую литературу: 1. Е. Пермяк «Как самовар запрягали», Г. Цыферова «Цилиндр паровоза», «Паровозик из Ромашкова». Выборочное чтение глав из сказочной повести «Путешествие Голубой Стрелы» Д. Родари, «Будка №27»,«Чем пахнут ремесла», Т. Михайлова «Непослушный вагон» 2. В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях», В. Сутеева «Едет поезд», С. Капутикян «Поезд» и др., 3. Загадки о профессиях.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда. Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создавая оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Поэтому, я совместно с родителями организовала в группе мини-музей «Железнодорожники», в котором расположены разнообразные атрибуты по изучению железнодорожных профессий и РЖД, форма железнодорожников. В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр:«Железнодорожники», «Строители». «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье». В детском саду оборудовали музейную комнату «Мир профессий», где собраны поделки, различные макеты, атрибуты, форма, игрушки разнообразных профессий. (Приложение№1)

Моя система работы по формированию у дошкольников представлений о профессиях своего города представлена следующими взаимосвязанными направлениями:

- ДЕТИ - ВОСПИТАТЕЛЬ

- ДЕТИ – РОДИТЕЛИ – СОЦИУМ

Для реализации первого направления наметила решение следующих задач:

1. Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.

2. Формирование у дошкольников основных понятий о железнодорожных профессиях родного города, рабочих процессах на производстве.

3. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.

Для реализации данных задачмною были разработаны : 1. Авторские пособия :

-альбом, выполненный в нетрадиционной технике изобразительного искусства «РЖД»;

-макеты «Привокзальная площадь», «Город и железная дорога»;

-плакаты «Железнодорожники РЖД», «Унеча-город железнодорожников»;

- костюмы для детей и для кукол «Машинист» и «Проводница».

2. Составилен цикл сюжетно-ролевых игр, которые позволяют детям расширить знания о железнодорожных предприятиях города : - игры («Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Железная дорога», «Вокзал»,

-игры-инсценировки и занятия-спектакли позволили детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с детьми разыгрывали целые сценки, в которых дети в игре учились правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде. (Приложение№2) 3. Мною были разработаны серии занятий, которые позволяют расширить знание детей о железнодорожных профессиях и транспорта нашего города : «Что я знаю о железной дороге», «Страна железнодорожных профессий», «Знатоки профессий железнодорожного транспорта», «Железнодорожный переезд», «Профессии железнодорожников», где изучили правила поведения и безопасности на железной дороге. (Приложение№3)

4. Подобрана картотека дидактических игр для знакомства дошкольников с железнодорожными профессиями, которые заставляют детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге. (Приложение№4) 5. Разработан блок мероприятий, куда вошли: - экскурсии, - виртуальная экскурсия («Виртуальная экскурсия в прошлое тепловоза») - проект,

- встречи с представителями профессий.

Наиболее интересным для ребят стало мероприятие «Найди свое дело в городе», в ходе которого дети посетили вагонное депо, познакомились с профессиями работников и их деятельности, а так же с предметами труда. Посетили музей трудовой и военной славы вагонного депо.

Разработала и реализовалас детьмипроект «Прошлое и настоящеежелезной дороги»,итогом которого стала постройка «Город и железная дорога». Данный макетпозволил обратить внимание детей на железную дорогу,как зону повышенной опасности, требующей особого внимания. Так же для формирования патриотического воспитания вместе с детьми изготовили макет «Привокзальная площадь»(«Достопримечательности нашего города»). (Приложение №5)

Для реализации второго направления я наметила следующие задачи:

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство для обеспечения полноценного развития личности ребенка, его положительной социализации

- создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках системы; - проанализировать эффективность работы по активизации взаимодействия родителей и детей в ходе системы «Сто дорог - одна моя» для профориентации детей дошкольного возраста.

Большое значение в моей системе уделяю семейному воспитанию.

Для повышения родительской компетенции по данному вопросу я использовала разные формы работы : 1. Родительский клуб «Все мы родом из детства», в ходе которого старалась привлечь родителей к данной теме, заинтересовать их, сделав социальными партнерами. 2. Совместная акция «Паровоз детства», в которой родители проявили свои таланты в изготовлении поделок. 3. В рамках системы «Сто дорог – одна моя» ребята встретились с представителями железнодорожных династий. Свои знания о профессиях дети изображали в рисунках. 4. Портфолио «Мой папа железнодорожник», в рамках которого каждая семья представила свою профессию, что позволило каждому ребенку понять – на пути выбора профессии их поджидают неожиданные открытия. А опыт прежних поколений, как фонарик, освещает дорогу тем, кто идет вперед. 5. Цикл семейных встреч «Мастер своего дела»», который включает два направления: - организация семейных экскурсий; - приглашение родителей и людей разных профессий связанных с железной дорогой. 6. Создан родительский ЧАТ переписки, что позволяет несмотря на неблагоприятную эпидемическую обстановку вести функции социальной сети WhatsApp. 7. Предложила наглядную информацию в виде ширм памяток, буклетов. (Приложение№6)

Анализ результативности. Благодаря реализации данной системы мне удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Динамика диагностики результатов работы по профориентации дошкольников показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Умеют строить наглядно-схематическую (и мыслительную) модель трудового процесса, самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников. Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Расширились представления детей о разнообразии железнодорожных профессиях нашего города. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу. (Приложение№7) Своим опытом работы делилась на сайте МААМ. RU (Конспект занятия «Профессии железнодорожников»). Создала страничку на Международном педагогическом портале «Солнечный свет».

Опубликовала опыт работы на сайте «Брянская учительская газета» (Приложение№8)

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города»
Опубликовано: 5 марта 2021 в 11:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щипайло (УИ 1733728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД