Ирина Щипайло
Опыт работы «Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.
Джона Дьюи.
Актуальность опыта работы
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Образовательная программа нашего дошкольного учреждения включает в себя региональный компонент, в рамках которого дети знакомятся с разнообразием и широким выбором профессий родного края. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Профессиональные интересы детей дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности ребенка, так как в этом нет потребности. Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Включаясь в игровые ситуации, выполняя трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов достигнутых ребенком в процессе игровой деятельности меняется его самооценка. Работу по реализации системы профориентационной направленности «Сто дорог – одна моя» начала с мониторинга детей, чтобы выявить уровень знаний о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых железнодорожных профессий. На начальном этапе было выявлено, что дети имеют недостаточно отчетливое представление о многообразии профессий и значимости труда. Так как для создания системы необходима взаимосвязанная работа всех субъектов образовательного процесса, мною было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы в дошкольном учреждении, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по стопам родителей». Поэтому актуальность ознакомления дошкольников и родителей с профессиями нашего города очевидна.
Публикация «Опыт работы „Формирование представлений детей об особенности и специфике профессионального мира нашего города“» размещена в разделах
Новизна и практическая значимость опыта работы выражается в том, что мною разработана система формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых железнодорожных профессий нашего города в «Сто дорог – одна моя», которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Данная система работы апробируется в настоящее время на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» в моей группе.
Для реализации данной темы я поставила перед собой цель: расширить представления детей о разнообразии железнодорожных профессий, как особенности профессионального мира нашего города, через реализацию системы «Сто дорог – одна моя», используя инновационные формы. Понимая, какое значение имеет профориентация дошкольников в познавательной активности детей, я выбрала данную тему для работы с детьми своей группы. От условий, где мы живем, акцентировала внимание на формирование у дошкольниковэмоционального отношения к профессиональному миру, предоставлениеспектра профессий, востребованных в своем городе железнодорожников.
Для создания данной системы я использовала следующую литературу: 1. Е. Пермяк «Как самовар запрягали», Г. Цыферова «Цилиндр паровоза», «Паровозик из Ромашкова». Выборочное чтение глав из сказочной повести «Путешествие Голубой Стрелы» Д. Родари, «Будка №27»,«Чем пахнут ремесла», Т. Михайлова «Непослушный вагон» 2. В. Маяковский «Кем быть?», Л. Разумов «Стихи о профессиях», В. Сутеева «Едет поезд», С. Капутикян «Поезд» и др., 3. Загадки о профессиях.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда. Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создавая оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Поэтому, я совместно с родителями организовала в группе мини-музей «Железнодорожники», в котором расположены разнообразные атрибуты по изучению железнодорожных профессий и РЖД, форма железнодорожников. В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр:«Железнодорожники», «Строители». «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье». В детском саду оборудовали музейную комнату «Мир профессий», где собраны поделки, различные макеты, атрибуты, форма, игрушки разнообразных профессий. (Приложение№1)
Моя система работы по формированию у дошкольников представлений о профессиях своего города представлена следующими взаимосвязанными направлениями:
- ДЕТИ - ВОСПИТАТЕЛЬ
- ДЕТИ – РОДИТЕЛИ – СОЦИУМ
Для реализации первого направления наметила решение следующих задач:
1. Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
2. Формирование у дошкольников основных понятий о железнодорожных профессиях родного города, рабочих процессах на производстве.
3. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.
Для реализации данных задачмною были разработаны : 1. Авторские пособия :
-альбом, выполненный в нетрадиционной технике изобразительного искусства «РЖД»;
-макеты «Привокзальная площадь», «Город и железная дорога»;
-плакаты «Железнодорожники РЖД», «Унеча-город железнодорожников»;
- костюмы для детей и для кукол «Машинист» и «Проводница».
2. Составилен цикл сюжетно-ролевых игр, которые позволяют детям расширить знания о железнодорожных предприятиях города : - игры («Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Железная дорога», «Вокзал»,
-игры-инсценировки и занятия-спектакли позволили детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с детьми разыгрывали целые сценки, в которых дети в игре учились правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде. (Приложение№2) 3. Мною были разработаны серии занятий, которые позволяют расширить знание детей о железнодорожных профессиях и транспорта нашего города : «Что я знаю о железной дороге», «Страна железнодорожных профессий», «Знатоки профессий железнодорожного транспорта», «Железнодорожный переезд», «Профессии железнодорожников», где изучили правила поведения и безопасности на железной дороге. (Приложение№3)
4. Подобрана картотека дидактических игр для знакомства дошкольников с железнодорожными профессиями, которые заставляют детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге. (Приложение№4) 5. Разработан блок мероприятий, куда вошли: - экскурсии, - виртуальная экскурсия («Виртуальная экскурсия в прошлое тепловоза») - проект,
- встречи с представителями профессий.
Наиболее интересным для ребят стало мероприятие «Найди свое дело в городе», в ходе которого дети посетили вагонное депо, познакомились с профессиями работников и их деятельности, а так же с предметами труда. Посетили музей трудовой и военной славы вагонного депо.
Разработала и реализовалас детьмипроект «Прошлое и настоящеежелезной дороги»,итогом которого стала постройка «Город и железная дорога». Данный макетпозволил обратить внимание детей на железную дорогу,как зону повышенной опасности, требующей особого внимания. Так же для формирования патриотического воспитания вместе с детьми изготовили макет «Привокзальная площадь»(«Достопримечательности нашего города»). (Приложение №5)
Для реализации второго направления я наметила следующие задачи:
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство для обеспечения полноценного развития личности ребенка, его положительной социализации
- создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках системы; - проанализировать эффективность работы по активизации взаимодействия родителей и детей в ходе системы «Сто дорог - одна моя» для профориентации детей дошкольного возраста.
Большое значение в моей системе уделяю семейному воспитанию.
Для повышения родительской компетенции по данному вопросу я использовала разные формы работы : 1. Родительский клуб «Все мы родом из детства», в ходе которого старалась привлечь родителей к данной теме, заинтересовать их, сделав социальными партнерами. 2. Совместная акция «Паровоз детства», в которой родители проявили свои таланты в изготовлении поделок. 3. В рамках системы «Сто дорог – одна моя» ребята встретились с представителями железнодорожных династий. Свои знания о профессиях дети изображали в рисунках. 4. Портфолио «Мой папа железнодорожник», в рамках которого каждая семья представила свою профессию, что позволило каждому ребенку понять – на пути выбора профессии их поджидают неожиданные открытия. А опыт прежних поколений, как фонарик, освещает дорогу тем, кто идет вперед. 5. Цикл семейных встреч «Мастер своего дела»», который включает два направления: - организация семейных экскурсий; - приглашение родителей и людей разных профессий связанных с железной дорогой. 6. Создан родительский ЧАТ переписки, что позволяет несмотря на неблагоприятную эпидемическую обстановку вести функции социальной сети WhatsApp. 7. Предложила наглядную информацию в виде ширм памяток, буклетов. (Приложение№6)
Анализ результативности. Благодаря реализации данной системы мне удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Динамика диагностики результатов работы по профориентации дошкольников показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Умеют строить наглядно-схематическую (и мыслительную) модель трудового процесса, самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников. Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Расширились представления детей о разнообразии железнодорожных профессиях нашего города. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу. (Приложение№7) Своим опытом работы делилась на сайте МААМ. RU (Конспект занятия «Профессии железнодорожников»). Создала страничку на Международном педагогическом портале «Солнечный свет».
Опубликовала опыт работы на сайте «Брянская учительская газета» (Приложение№8)