Лучший педагог года

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Анна Федонова
Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.

Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Специфика логопедических групп такова, что каждые два года к нам приходят новые дети из разных детских садов. Приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. И перед нами всегда стоит вопрос - как объединить их в один дружный коллектив сверстников, умеющий дружить, проявлять заботу о близких? Как научить состраданию и сочувствию? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать нравственные нормы и правила потребностью, необходимой частью жизни?

Годовая задача нашего дошкольного учреждения способствовала углубленному изучению данной темы и разработки эффективных форм работы с детьми и родителями.

Цель нашей работы заключается в формировании духовно- нравственных и патриотических чувств детей через в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач, определённых программой «От рождения до школы» Н. Е. Веракса с учётом интеграции образовательных областей.

В логопедической группе «Радуга» работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию ведётся в соответствии с рабочей программой группы с учётом требований ФГОС ДО через разнообразные формы работы с детьми и родителями.

В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания, ведь современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности.

В этом году в группе приобретены дидактические пособия «Народы России и ближнего зарубежья», «Семья»; настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что хорошо, а что плохо», «Профессии», «Мой дом», «Переполох на ферме». В группе пополнен журнал «Традиции группы» новым ритуалом «Хоровод дружбы».

Духовный мир ребёнка, его нравственные и патриотические чувства обогащаются в процессе организации различных видов деятельности: беседы, игры, экскурсии, труд, продуктивные виды деятельности, досуги и праздники.

Задачи нравственного воспитания необходимо решать в процессе ознакомления с окружающей действительностью. В этом нам помогают экскурсии по улицам родного села, экскурсии в ЦДБ, Александровский историко-краеведческий музей. Дети знакомятся с достопримечательностями села, участвуют в экскурсиях, праздничных мероприятиях, в процессе которых учатся соблюдению норм и правил поведения в общественных местах. В процессе посещения выставок в музее дети знакомятся с талантливыми людьми, их творчеством. Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству.

Огромное значение в воспитании нравственных чувств дошкольников имеют проекты. В настоящее время в группе реализуется проект «Зимние развлечения», в процессе которого дети знакомятся с народными зимними праздниками. В феврале педагоги с детьми планируют работу над проектом «Моя родина – Ставрополье». В работе над проектами дети, получая индивидуальные задания или проявляя инициативу учатся общаться друг с другом, знакомят сверстников со своей семьёй, увлечениями семьи. Выясняют в процессе беседы, что означает герб семьи, каково его значение, как он отражает интересы и увлечения членов семьи.

Решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания невозможно без ознакомления детей с художественной литературой.

Дети учатся оценивать поступки и поведение, «примерять» на себя роль будущего школьника на примере коррекционных сказок М. А. Панфиловой «Лесная школа». Например, сказка «Ябеда» позволяет определить значение этого слова и поведения, связанного с ним. Такие сказки как «Аккуратность», «Списывание», «Волшебное яблоко» помогают детям разобраться в сложных и неоднозначных ситуациях, которые могут возникать у будущих школьников. Для достижения поставленных задач в нашей группе активно используются мультфильмы и театрализации «Подарок для самого слабого», «Маша и волшебное варенье», «Мешок яблок», «Королева - зубная щётка», которые позволяют определить поступки героев, оценить и проанализировать такие качества личности как зазнайство, хвастовство, жадность, трусость, неряшливость. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Мы используем уникальную возможность взаимодействовать детям из разных возрастных групп, так как вместе гуляем и проводим праздники с детьми параллельной логопедической группы «Рыбка». Дети учатся взаимодействовать не только в группе сверстников, но и с детьми помладше.

Так в процессе организации игр, наблюдений, экскурсий, дети подготовительной группы могут проявить заботу и наставничество к детям старшего возраста. А дети старшего возраста учатся, например правилам игры, умению слушать старшего по возрасту.

Нравственное воспитание затрагивает все виды деятельности. Дети учатся работать вместе в процессе подготовки к НОД, дежурства, уборки участка или игровых уголков. Это позволяет распределять обязанности между собой, договариваться, проявлять уважение к труду всех членов коллектива. Во время коллективных игр и самостоятельной деятельности дети учатся управлять собой, своими эмоциями и поведением, а главное делиться деталями и игрушками. При помощи игры мы решаем самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Увлечения детей помогают узнать о внутреннем мире ребёнка, его интересах, позволяют узнать его игровые предпочтения и организовать среду с учётом интересов детей. В группе продолжена работа по ознакомлению с личными коллекциями. Личные коллекции детей помогли детям делиться игрушками, понять, что личные вещи можно взять только с разрешения хозяина. Коллекции в группе выставляются в доступном для детей месте и позволяют детям играть ими. Дети вместе решили собрать коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов.

В процессе проделанной работы дети стали проявлять активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество”. В группе созданы определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками стало важным фактором полноценного формирования личности. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа в нашей группе строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.

Работа ведется параллельно, педагоги и родители дополняют друг друга и решают следующие задачи:

- определение единого подхода в воспитании детей;

- педагогическое просвещение;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Встречи с родителями организуются в виде родительских собраний, праздников, досугов, раздачи памяток для родителей, буклетов. В группе работает клуб для родителей «По русскому обычаю»

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей. Мы стараемся привлекать родителей к совместной деятельности.

В группе организовываются выставки «Осенние пейзажи моего села», «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение», «Рисунки по произведениям Л. Ф. Шубной». В группе пополняется альбом «Личной страничкой семьи в групповом альбоме». Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые родительские собрания, выставки, в группе организован проект с родителями «Родитель – как воспитатель своего ребёнка» с 01.02.2017г. по 01.04.2017г., который позволяет выработать единые подходы к формированию духовно-нравственных и патриотических чувств детей.

В рамках проекта организованы такие формы работы, как «Справочного бюро» и «Копилка идей». Родители в рамках проекта взяли на себя определённые роли. У нас есть добровольцы – это те родители которые активно помогают педагогам готовить материалы, оформлять стенды, участвовать в акциях. Некоторые родители являются помощниками и выполняют определённые поручения и взятые на себя обязательства в подготовке праздников или развивающей среды группы.

В группе организовывается разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, к семейным традициям, проявляют внимание и уважение к близким и родным людям, учатся взаимодействовать в коллективе.

Педагогическое наблюдение за развитием детей в процессе проделанной работы показало, что уровень развития детей повысился (3,2 балла – сентябрь 2016г., 3,5балла – январь 2017г.)

В нашей группе работа по данной годовой задаче продолжает решаться и имеет дальнейшие перспективы.

Мы будем продолжать работу по формированию духовно-нравственных и патриотических чувств детей инновационный подход во взаимодействии с семьями и социумом:

- обобщение опыта семейного воспитания «Семейные традиции – дружная семья» семьи Добровольских;

- завершение проекта совместно с родителями «Родитель-как воспитатель своего ребёнка»;

- праздник «23 февраля»;

- посещение библиотеки с детьми и родителями «Книги о нравственности», проведение совместного досуга с родителями «Путешествие по Ставрополью»;

- проведение родительского собрания «Роль семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»

Подводя итог своего выступления можно сказать, что понятие духовно-нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, присутствует во всех сферах деятельности дошкольников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного гармоничного развития личности, воспитание патриотических чувств и формирования такого интегративного качества личности как гражданственность.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Фотоотчёт о родительском собрании на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчёт о родительском собрании на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Одной из важнейших проблем, стоящих перед обществом в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Нетрадиционное мероприятие для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». ФотоотчётНетрадиционное мероприятие для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Фотоотчёт "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители-пример ему. А дом его-большая крепость. " Себастьян Брант Наверное всем известно,что.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» В статье раскрыт опыт работы духовно-нравственного воспитания детей средствами театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 22:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Федонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД