Галина Зарницына
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрыт опыт работы духовно-нравственного воспитания детей средствами театрализованной деятельности.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью является использование инновационных методик дошкольного образования, интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Одним из направлений деятельности МДОУ детский сад №6 «Ёлочка», в котором я работаю 34 года, является - формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе МДОУ детский сад №6 «Ёлочка», во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Одним из эффективных средств в работе с детьми по этому направлению является театрализованная деятельность. Поэтому в практике профессиональной деятельности я стала достаточно активно использовать его, и хочу поделиться опытом работы.
Начиная с младшего возраста надо вводить ребёнка в мир прекрасного,чтобы с помощью искусства, которое обращается к уму человека, через его сердце и душу, воздействовать наформирование внутреннего мира дошкольников.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческойличности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественнойкультуры и искусства.
Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире.
Одним из эффективных условий духовно - нравственного развития детей является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует нравственному воспитанию средствами театрализованной деятельности. В моей группе оборудована театральная зона, в которой размещены:
- различные виды театров : бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе;
- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации;
Театрализованные игры помогают создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Дети с удовольствием погружаются в мир кукольного театра. За ширмой они легко перевоплощаются в сказочных героев. Детям очень нравятся упражнения на подражание голоса и движений сказочных героев.
Жанр сказок является щедрой почвой для формирования представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых. В сказке ребенок встречается с положительными и отрицательными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Если просто рассказывать младшим дошкольникам о добре, взаимовыручке и доброте, то толк от этого, наверное, будет небольшой. А после драматизации или показа кукольного спектакля дети будут относиться к окружающим, скорее всего, более внимательно. Например: сказка «Теремок» учит дружить; а сказка «Репка» развивает у детей умение быть трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказки учат слушаться родителей, старших. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близких -поощряется.
В своей работе провожу беседы с детьми по темам: «Волшебное слово – творит чудеса».
Хочется отметить, что вследствие проведённой мной работы начиная со второй младшей группы, дети заметно выросли в нравственном плане. Они стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей, значительно обогатился словарь детей. Если раньше, чтобы сказать о герое, дети пользовались словами: «плохой – хороший», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». Благодаря театрализованной деятельности произошло формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Произошло осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.
Чтобы полностью осуществить воспитание правильного отношения детей к людям, природе, умение бережно обращаться с живыми существами в своей работе я использую современные педагогические технологии: метод проектной деятельности, который в свою очередь предполагает тесное взаимодействии с семьей и социумом. Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания проекта «Сказочный мир театра», в котором систематизируются методы и приемы театрально-игровой деятельности. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек, но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. Родителиполучают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. В детском саду стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются семьи воспитанников. За последние 3 года были показаны спектакли: «Муха-цокотуха», «Репка», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»и др. В 2015 году воспитанники моей группы стали победителями в районном конкурсе «Радуга талантов», со спектаклем «Репка». В 2016 году спектакль «Муха-цокотуха», посмотрели пенсионеры и ветераны из ГУ "Центр социального обслуживания населения".
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно –нравственного воспитания.
Самые важные способности в ребёнке - это красота души, чистота сердца и талант любви. Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру -. в результате будет добро»
В. А. Сухомлинский.