Тамара Родина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – одна из приоритетных. Мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах «веры, надежды, любви».
Я работаю воспитателем в разновозрастной группе 30 лет. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности. Наша группа – это маленький островок для детей дошкольного возраста. На данный момент в группе воспитывается 16 детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет. В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны. Один из основных положительных моментов - это общение младших со старшими.
Разновозрастная группа напоминает дружную семью. Когда в семье появляется маленький ребенок, то поведение старшего ребенка заметно меняется, он взрослеет на глазах, становится более ответственным, пытается оправдать доверие взрослых.
Так и в разновозрастной группе часто возникают ситуации, которые дают большую возможность проявить разнообразные чувства, которые способствуют духовному развитию ребенка. Если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо» и другие; учатся быть самостоятельными.
Рассмотрим ряд ситуаций, которые возникают в группе в течение обычного рабочего дня и способствуют формированию у детей нравственных качеств:
• Старший ребенок помогает младшему раздеться.
Моральные качества: заботливость, чуткость.
• Во время самостоятельных дидактических игр старшие учат малышей играть в новые игры. (Взаимопомощь).
• Возвращаясь с прогулки, старшие держат малышей за руку, чтобы детям было легче идти по лестнице. (Сопереживание).
• На занятиях помогают младшим справиться с задачей. (Ответственность).
• Дежурят в паре малыш и старший. (Трудолюбие).
• Во время таких режимных моментов, как подготовка к обеду, показывают своим примером, как нужно мыть и вытирать ручки, садиться за стол, держать ложку. (Исполнительность, доброта, забота).
• Во время общения и игровой деятельности дети могут справедливо оценить ситуацию, объяснив кто прав и почему, как лучше поступить в данной ситуации. (Милосердие, справедливость, честность).
• Во время совместной деятельности умеют радоваться успехам друг друга. (Доброжелательность).
• Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.
• Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.
• Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.
• Младшие не мешают старшим работать и играть.
• В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома.
Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.
Каждое утро в группе мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», которое стало нашей доброй традицией. Например: перед зарядкой, дети встают в круг, держась за руки. Таким образом, они приветствуют друг друга, чувствуя при этом тепло, заботу, ласку рук своего товарища, которые будут потом добрыми помощниками.
«Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников). Дети собираются, и проводится беседа: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в группу после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Для сплочения детей мы используем и дежурства, и совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения.
Например: даю задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи взрослого, договариваясь, уступая друг другу.
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности, она учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, мы используются игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Нами собрана картотека интересных, увлекательных «Добрых игр», которые знакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло».
«Комплименты»
«Пирамида любви»
«Круг желаний»
«Копилка добрых дел»
«Выбрасываем злость»
«Ласковые имена»
«Добро - зло»
«Тайный друг»
«Вспомни сказку»
Данные игры, формируют осознанное отношение к социальным нормам поведения, закрепляют навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомят со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к малышам.
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу. Поэтому народные игры используются во всех видах деятельности с детьми. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.
Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.
Мир ребёнка начинается с его семьи. Именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Мне хотелось бы процитировать стихотворение, написанное немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит,
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день. Ведь, к сожалению, современное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.
Работая по теме «Моя семья», на занятиях, в беседах, играх дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Мы проводим тематические беседы:
«Выходной день в нашей семье»,
«В гостях у дедушки и бабушки»,
«Профессии моих родителей» и др.
Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники.
В рамках проекта «Моя семья», провели круглый стол с родителями «Семейные традиции», организовали интервью с детьми. Дети отвечали на вопрос «Что такое семья?» и мы услышали много интересных и даже забавных ответов. Провели анкетирование по теме «Семейные традиции». Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы к приобщению детей и к традициям, и к общим увлечениям. Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями.
Провели консультации:
«Формирование нравственных ценностей»,
«Воспитание детей средствами фольклора»,
«Воспитание чувства милосердия».
«Право на жизнь без насилия»,
«Как бороться с детскими капризами и упрямством»,
«Воспитание вежливости»;
Беседы «Знаете ли Вы своего ребёнка?»,
«Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;
Родительские собрания:
«Нравственные нормы в жизни дошкольников»,
«Роль семьи в воспитании члена общества»;
В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К 70-летию Великой Победы оформили уголок «Мы помним»,
Вместе с учащимися школы участвовали в торжественном шествии с флагами и цветами к обелиску погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы.
Общению с природой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Особо значимым, для наших воспитанников стало ежегодное активное участие в акции «Сделаем мир чище.
Всем известно, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.
Настоящий огород появился на участке дошкольной группы давно. Дети всех возрастов принимают посильное участие в работах на огороде и в цветнике. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдают за трудом старших детей. Дети трудятся вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений, определяют их зависимость от внешних факторов, от ухода и т. д.
Дети и родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Встречаем птичьи стаи» - делают скворечники.
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. В дальнейшем продолжаем знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, расширяем представления о народных игрушках (куклах-оберегах, тряпичных, соломенных куклах). Организовываем мастер-классы для детей и родителей по изготовлению кукол. Устраиваем выставки «Соломенное чудо», «Куклы из прошлого», «Куклы-обереги»; выставки детских рисунков «Ванька-встанька», «Куклы-матрёшки».
В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произведения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выражений: чугунок, лапти, коромысло и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем художественную литературу с иллюстрациями. В школьном музее дети с удовольствием рассматривают национальные костюмы, предметы быта, которые использовали односельчане в прошлых веках.
Совместными усилиями родителей и сотрудников дошкольной группы мы начали работу по созданию мини-музея «Русская изба». Интересная работа по сбору экспонатов подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников объединила нас, сотрудников дошкольной группы, детей и родителей.
Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности. Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас». Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашей группе и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
Один раз в неделю в группе проводиться обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «мордашек», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию. «Копилка добрых дел» - яркие кормашки, в которых дети складывают заработанные за каждое доброе дело, за хороший поступок и т. д. «сердечки».
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, мы заботимся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
Я считаю, что мы находимся только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. Надеюсь, что в нашей дошкольной группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшеё жизни. Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души, не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".
Приложение.
Картотека «Добрых игр»
«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
«Круг желаний»
Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
«Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Добро - зло»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
Водящим можно выбирать детей.
«Тайный друг»
Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
«Вспомни сказку»
Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.