Татьяна Жижкун
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
(СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными. Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на всех ступенях образования.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
(СЛАЙД 2) Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
В нашей школе 377 воспитанников и 238 обучающихся. В структуру учреждения входят начальная школа и 3 структурных подразделений и 2 филиала, реализующие ступень дошкольного образования. (СЛАЙД 3) Для школы проблема непрерывности и преемственности в работе является одной из главных проблем. В настоящее время в учреждении активно выстраивается система непрерывного духовно-нравственного образования. Образовательные программы детских садов и начальной школы включают программы духовно-нравственного воспитания в рамках вариативной части программы, формируемой в соответствии с основными направлениями детских садов и желаний родительской общественности. (СЛАЙД 4)
С сентября 2011 года детские сады нашего учреждения работают по программе духовно-нравственного воспитания детей, разработанной Курским государственным университетом, Основы православной культуры «Мир – прекрасное творение» (Л. П. Гладких). Программа предназначена для светских детских садов. Кроме методических рекомендаций, в программе разработано содержание всех занятий для всех возрастных групп (возраст детей от 3 до 7 лет). Форма работы: занятия по интересам. Длительность занятий от 15 минут в младшей группе до 30 мин. в подготовительной. Программа прошла экспертизу в СИПКРО. (СЛАЙД 5)
Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Цели программы вы видите на слайде. Принцип построения программы - обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребёнка, семьи, общества. Программа построена по принципу развивающего обучения, направленного на дополнение, углубление и развитие знаний по православной культуре. Задачи, решаемые программой, вы можете прочитать на слайде. (СЛАЙД 6)
Так как работать по дополнительным программам с детьми можно только с согласия родителей, то предварительно были проведены родительские собрания, где родителей (законных представителей) ознакомили с программой и главное - только после подачи заявлений от законных представителей с согласием, чтобы дети занимались по программе духовно-нравственного воспитания, дети начинают заниматься.
(СЛАЙД 7) В детских садах созданы все условия реализации программ духовно-нравственного воспитания детей :
• В системе духовно-нравственного воспитания нашей организации работают 8 воспитателей, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки. Обучение педагоги прошли в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и в Самарской Духовной семинарии. (СЛАЙД 8)
• Имеется программно-методическое обеспечение воспитательного процесса дидактическим, наглядным и игровым материалом
(из библиотечного фонда православного Прихода)
• Создана особая педагогическая среда в учреждении, через единение педагогов, персонала и родителей в общем стремлении к достижению поставленных целей и задач (участие в паломничестве, интеграция образовательных областей (участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях и т. д.) . (СЛАЙД 9)
• Создание предметной среды
В СП д/с «Огонёк» в декабре 2012г. по инициативе и содействии руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии, протоиерея Андрея Федосова и благодаря финансовой поддержке мецената - директора ОО НТП «Самоздрав» Юрия Николаевича Мишустина - в детском саду оборудована комната для занятий с детьми по интересам, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериалы;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
Здесь проводятся занятия по программе «Основы православной культуры», организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. (СЛАЙД 10)
• Работа с родителями
родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные темы;
открытые уроки или занятия;
совместные с родителями и детьми мероприятия
В течение года в детских садах проводились православные праздники, которые организовывались с согласия родителей и их помощью: (СЛАЙД 11) «Рождество Христово», «Пасха», «Троица». В этих праздниках принимал участие настоятель храма протоиерей Андрей Федосов.
Уже не один год на Пасхальной седмице по согласию родителей совершается причастие (в этом году совершилось причастие более 100 детей из 3 детских садов). (СЛАЙД 12)
Ежегодной традицией стало участие школьников в молебне перед началом учебного года, где они получают благословение на помощь в учёбе от священнослужителя.
проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований и т. д.); (СЛАЙД 13)
индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);
использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ (выставка детских поделок «Мир-прекрасное творенье» и т. д., выставка методической и художественной литературы.
экскурсии, паломнические поездки;
помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников). (СЛАЙД 14)
Педагогические работники интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности (на слайде) :
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых,
дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, работы детей к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованную деятельность, которая позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)
Учитывая возрастные особенности дошкольников, необходимо отметить, дети очень любят созидательную творческую деятельность. (СЛАЙД 15)
Форм работы с детьми много, но самые активные для дошкольников :
• Факультативные и индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Творческая художественная деятельность детей : рукоделие, рисование, лепка, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения. (СЛАЙД 16)
• Проведение праздников, развлечений и тематических мероприятий.
• Организация выставок.
• Тематические и творческие вечера.
• Театрализованные постановки.
• Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, выставках, конкурсах. (СЛАЙД 17)
• Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.
• Знакомство детей и родителей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма.
• Экскурсии, паломнические поездки. (СЛАЙД 18)
• Большое количество используемых нетрадиционных видов работы с родителями и детьми позволяет реализовать, ставшие уже традиционными, проекты, акции, конкурсы и смотры-конкурсы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. (СЛАЙД 19)
Нравственные беседы «Добро и зло», на которых дети вспоминают добрые дела и отрицательные поступки, собирают пословицы о добрых делах и, конечно же, чаша весов с добрыми делами перевешивает.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, (СЛАЙД 20) которое реализуется через занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, встречи со священнослужителями. Хочется отметить, что большинство родителей (а именно 72% участников анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития, 85 % родителей удовлетворены работой педагогического коллектива нашей школы по развитию духовно-нравственного воспитания дошкольников. (СЛАЙД 21)
Наши воспитанники активно участвуют в благотворительных акциях. Использование проектной деятельности «Уроки доброты», «Мой папа самый лучший», «Семейные гербы и символы» и другие мероприятия раскрывают всевозможные способности наших детей. А проект «Расскажи о своей семье», (СЛАЙД 22) акция «Поздравь ветерана!», (СЛАЙД 23) проект «Копилка добрых дел» помогли объединить несколько поколений семей, а главное укрепили взаимосвязь «пед. работники-дети-родители» в реализации развития духовно-нравственного воспитания. (СЛАЙД 24)
Безусловно, начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Уже имеющимся опытом мы регулярно делимся на уровне нашего муниципального района, через:
• Открытые занятия;
• Публикации в СМИ;
• Семинары, конференции;
• Педагогические советы;
• Методические объединения педагогических работников детских садов. (СЛАЙД 25)
На зональном уровне в 2013 г. мы представили опыт на семинаре «Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников при реализации ФГТ», в котором принятии участие педагогические работники из 11 районов Юго-Западного, Кинельского, Южного, Юго-Восточного, Отрадненского образовательных округов. В феврале 2015 г. наш опыт работы по теме «Система духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС» был обобщен в рамках окружного методического дня.
Эта работа с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания обязательно должна быть продолжена в младшем школьном возрасте. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования. Эта ступень становления и развития личности ребенка неповторима своей ценностью. (СЛАЙД 26) Именно дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности, что и является главной целью всей нашей работы.
Сердце человека, как и поле, не может
остаться навсегда без растений.
Если в нём не будут сеять добрых растений,
в нём непременно вырастут худые…
(СЛАЙД 27) В наших детских садах дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.