Марина Квашнина
Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней груп
пы. [/b]
Воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения - Центр развития ребёнка детский сад № 5 «Теремок» города Мирного Архангельской области Квашнина Марина Валентиновна.
Актуальность.
Публикация «Описание опыта работы „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных организациях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников:
Цель:
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия русского севера. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
• Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры, образцов православного и народного искусства.
• Содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.
• Воспитывать у детей чувство любви и уважения к малой и большой Родине, своему народу, культуре.
• Воспитывать заботливое отношению к растениям и животным, бережное отношение к окружающему миру.
• Воспитывать бескорыстие, взаимопомощь, верность, гордость, добросердечие, дружелюбие.
• Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
Методы и приёмы:
• Наглядный: рассматривание книжных иллюстраций, мультимедийных презентаций, предметов декоративно-прикладного искусства.
• Словесный: загадывание загадок, использование литературных произведений, заучивание стихотворений.
• Практический: продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, совместное участие с родителями воспитанников в творческих выставках, конкурсах, мини-музеях с работами, выполненными в различных изобразительных и декоративно-прикладных техниках.
• Игровой: дидактические игры, народные подвижные, хороводные, словесные.
Формы работы с детьми:
• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Экскурсии, целевые прогулки.
• Посещение городской библиотеки.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка сказок духовно - нравственного содержания.
• Мини-музеи.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, консультации);
• информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• индивидуальная работа с детьми дома;
• совместные с родителями досуги и развлечения.
Работа по данному направлению проводилась по тематическим блокам:
• «Моя семья»;
• «Моя малая родина»;
• «Будем Родине служить»;
• «Культура и традиции».
Проводимые мероприятия:
Блок «Моя семья»
- Рассматривание семейных фотографий;
- Оформление семейных страничек в портфолио группы;
- Чтение художественных произведений;
- Заучивание стихотворений о маме;
- Рисование «Портрет моей мамы»;
- Изготовление подарков родителям к праздникам;
- Совместное с мамами развлечение «День матери».
Блок «Моя малая родина»
- Рассматривание фотоальбома «Природа русского Севера»;
- Оформление полочки красоты «Красота природы»;
- Целевые прогулки по территории детского сада, в городские парки;
- Посещение городской библиотеки: рассказ о творчестве северного писателя
С. Писахова.
Блок «Будем Родине служить»
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, картинок на темы: «Российская армия», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «День Победы» «День космонавтики»;
- Просмотр презентаций «Наша армия родная», «Память о войне», «День Победы»
- Экскурсии к мемориалу памяти, памятнику Героям войны;
- Мини-музей «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;
- Проект «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей»;
- Участие в городской военно-спортивной игре «Салют, победа».
- Участие в городском творческом фестивале «Пою, моё Отечество»;
- Посещение городской библиотеки:
Тематические беседы – «Дети герои ВОВ», «День космонавтики»;
- Участие в городском конкурсе творческих работ «Война глазами детей»
(коллаж «ВОВ глазами детей» коллективная работа);
- Физкультурное развлечение «День защитника Отечества»
Блок «Культура и традиции»
- Рассматривание иллюстраций, картинок на тему «Православные праздники»;
- Просмотр мультимедийных презентаций;
- Оформление полочки красоты по темам: «Ангелы», «Предметы декоративно-прикладного искусства»;
- Мини-музей «Пасха»;
- Проект «Светлая Пасха»;
- Участие в городском конкурсе-выставке «Жила была кукла»;
- Посещение выставки в Доме детского творчества «Жила была кукла»;
- Посещение Детской школы искусств – просмотр театрализованной сказки «Морозко»;
- Экскурсия в храм св. Архангела Михаила.
Данная работа велась в течение трёх лет со средней по подготовительную группу.
С детьми средней группы была реализована проектная деятельность «Светлая Пасха».
Подробное описание проекта я представляю в приложении к данному описанию опыта.