Приложение МААМ

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»

Наталья Шишкина
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Я хочу представить вашему вниманию опыт работы нашей группы по обогащению и активизации словаря детей младшего возраста. Я работаю с детьми раннего возраста

на протяжении 5 лет. Всё это время наблюдаю за детьми, за их развитием. Постоянно изучаю данные мониторинга развития детей. Наблюдая за тем, как развивается речь детей, как играют малыши, я сделала вывод о том, что с каждым годом ситуация ухудшается. Дети перестали общаться между собой с помощью речи, не вступают в диалог. А ведь развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими необходимо. И начинать эту работу надо уже в раннем возрасте. За время работы с детьми данной группы заметила, что дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей: словарному запасу, выразительности речи, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова, по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка. Таким образом, наметила задачи словарной работы :

Публикация «Опыт работы „Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста“» размещена в разделах

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Помочь ребё нку освоить социально закрепленное содержание слов:

а) овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введения их в практику общения.

4. Самостоятельно строить связное высказывание.

Важнейшей предпосылкой активизации словаря детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания

активно участвовать в речевом общении. Особое внимание я уделила обогащению развивающей предметно - пространственной среды. Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.

Все зоны развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе под редакцией М. А. Васильевой:

- удовлетворять потребность малыша в движении;

- формировать положительный эмоциональный настрой;

- побуждать детей к активной речи.

Наша работа начинается с утреннего приема детей в группу. В раздевальной комнате оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы. Регулярно оформляется и обновляется фото - выставки из жизни группы «Вот как весело у нас!».

Зона двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «зоне двигательной активности» есть «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком и мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки. Предметное пополнение уголка применяю в подвижных играх и играх в группе, на улице, индивидуальной и свободной деятельности. В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

Уголок ИЗО. Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, штампики, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.

Книжный уголок Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом. Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам.

Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактический куб, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.

Музыкально-театральный центр. Детям очень нравится наш музыкально-театральный уголок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми провожу музыкальные игры «Угадай, на что похоже», «Тихо - громко», «Оркестр». Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, бумажный театр, магнитный театр, разнообразные фланелеграфы, маски для игр-драматизаций. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.

Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Нами сшиты разноцветные юбочки, косыночки, ободочки, фартучки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много разнообразных сумочек. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют.

Игровая зона «Жилая комната». Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: для мальчиков – «Мы шоферы» (рули, машины, для девочек – «Дочки-матери» (куклы, кроватки, коляски, одежда для кукол). Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.

Уголок природы расположен у окна, здесь я создала условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, в уголке находится мини-огород, где высаживаем лук и наблюдаем за его ростом. В уголке помещены наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т. д.).

Место для уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть. Для этого у нас есть домик.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Предметно – развивающая среда первой младшей группы учитывает все направления развития ребенка. Предметно – развивающая среда направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, в условиях созданной педагогами группы предметно – развивающей среды (со сверстниками и индивидуально). Соответствует ФГОС и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности. Для организации сюжетно – ролевых игр изготовили многофункциональную ширму, которая служит для игр с куклами, приобрели интерактивную мебель «Кухню», «Парикмахерскую». Приобрели наборы «Доктор», «Парикмахерская», «Инструменты», «Чайная посуда», «Кухонная посуда». Привлекая детей и родителей, стали пополнять и расширять центр по развитию речи :

- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, пальчиковая гимнастика;

- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;

- иллюстрации: предметные и сюжетные картины.

Также приобрели серии картинок «Домашние животные и их детёныши», «Профессии», «Овощи», «Фрукты», наборы овощей и фруктов, домашних животных.

Активизацию словаря детей задействовала во всех видах деятельности: занятиях, в индивидуальной работе, прогулках, режимных моментах, играх. Для организации и проведения режимных процессов отобрала игровые приёмы, способствующие обогащению и активизации словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста. Я начала учить детей самому простому – самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки с мылом, вытираться насухо, есть, убирать игрушки, дружно играть, расставлять стулья, выполнять несложные поручения взрослых. Все эти процессы стала сопровождать, словом и побуждать детей к речевой активности. Например: в процессе раздевания перед сном я озвучивала, порядок раздевания: «Сейчас я помогу тебе снять платье, а ты повесь его на стульчик, вот, умница! А потом ты снимешь сандалики и колготки». Приучая детей убирать за собой вещи и игрушки, начиная уборку, я сопровождала все действия словами: «Давайте игрушки уберём на место. Ваня поставь большую машину в гараж, а Варя посадит мишку на полку. Даша, куда нужно сложить кубики?» Провела работу с младшим воспитателем, разъяснила о необходимости обязательного общения с детьми при проведении с ними культурно - гигиенических процедур, при одевании на прогулку и так далее. Проанализировав планирование словарной работы в разных режимных процессах, пришла к выводу, что для её качественного проведения необходимо подобрать более эффективные методы и приёмы которые стимулировали бы речевую активность детей с учётом их индивидуальных особенностей развития речи. Например, приём поручение. Для детей плохо говорящих использовали поручение, предполагающее ответ действием (Серёжа, поставь стульчик и помоги Софии повесить полотенце, а для детей с достаточно развитой речью, поручение, требующее от ребёнка развёрнутого ответа (Аня, попроси Федю, скажи ему «Повесь, пожалуйста, моё полотенце).

Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей раннего возраста. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Дидактические игры – широко распространённый метод работы. Дидактические игры провожу с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.

Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребёнка исподволь воспитываю способность на том, что ему показываю и говорю. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, побуждаю их воспроизводить показанное мною действие, сказанные слова. В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.

Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх : «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.

Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.

В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения : «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Обогащаю словарь детей и в дидактических играх : «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Итак, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развитие активной речи детей раннего возраста. Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка : стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В своей работе по развитию речи детей использую следующие методы и приё мы:

- игровые:

- использование элементов подвижной игры

- сюрпризные моменты

- имитационные движения с элементами звукоподражания

- обыгрывание текста

- словесные:

- повторение речевого материала

- вопросы

- использование текстов с повторяющимися элементами

- чтение произведений со звукоподражаниями

- договаривание слов, фраз

- похвала

- наглядные:

- использование иллюстраций к текстам

- использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса. Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать. Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию. Изготовили картотеку подвижных игр с текстами.

В работе по развитию речи детей в игровой деятельности невозможно обойтись без активного участия родителей. Однако родители маленьких детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Провожу беседы с родителями, отвечаю на вопросы, которые касаются развития речи в игровой деятельности, провожу совместные занятия. На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках провожу различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т. д. Обогащение и активизация словаря по средствам дидактических игр детей происходит во время прогулок. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми. Дети знакомятся с понятием живой - неживой природы. Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи. Таким образом, словарь расширяется, и становится богаче. В результате работы над понятиями предметного и природного мира словарь дошкольника становится разнообразнее, ярче.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста» Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и.

Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧи Жизнь каждого нормального человека буквально.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников" Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Аннотация: В статье описывается метод сказкотерапии, как.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 22:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шишкина (УИ 483661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД