Любовь Артамонова
Опыт работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
«Как привить детям любовь к сказкам»
Артамонова Любовь Павловна,
воспитатель высшей категории
ГБОУ СОШ № 773 г. Москва
Я столкнулась с такой проблемой, что в наше время дети не очень любят слушать и читать сказки. Как же привить им любовь к чтению, развить интерес к народному творчеству? Я работаю над этой проблемой четвёртый год, начиная со 2 – ой младшей группы. И сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками.
Публикация «Опыт работы со сказкой» размещена в разделах
Работа началась во 2 – ой младшей группе с того, что с помощью родителей пополнили книжный уголок сказками по возрасту детей, причём старались подобрать 5 – 6 экземпляров одной сказки в разном исполнении. Каждой сказке я посвящала примерно месяц работы. Сначала с детьми просто рассматривали картинки без чтения, затем дня через 3 возвращалась к этой сказке и уже начинала читать. После чтения на пару дней убирала книгу вообще – затем повторный просмотр иллюстраций с чтением. Вместе с этим давала детям прослушивать сказку в аудиозаписи, используя игрушку «Сова – говорушка». Это очень эмоционально воспринималось детьми и они уже сами просили повтора. На это у меня ушло примерно две недели. Когда дети уже хорошо знали текст сказки, для закрепления стала использовать дидактические игры с геометрическими фигурами, типа «На что похож заяц, медведь и тд». Дети активно включались в «поиски героя», находили фигуру, обосновывали выбор. В свободных играх дети использовали заменители, подбирая соответствуюшиефигурки. Такие игры развивают воображение и мышление, дают детям возможность самостоятельно проговаривать и проигрывать сказки. В младшей группе всегда использую театры – настольный, пальчиковый, игрушек и др. Читаю потешки о героях сказок, провожу логогимнастику.
В средней группе работа продолжается, но на изучение сказки отвожу уже меньше времени – так как у детей уже есть заинтересованность и они быстрее усваивают такие виды работы со сказкой как моделирование сказки, коллаж по сказкам. Продолжаем слушать аудиозаписи, только уже не в игровой форме, а диск или кассета. В средней группе использую частичный просмотр сказки по телевизору, а затем дочитываем по книге или наоборот сначала читаю, а потом досматриваем. Дидактические игры усложняются. Например, дети должныугадать из какой сказки фрагмент и рассказать, что в этом сюжете. «Из какой сказки гость», «Отгадай сказку» и др.
Работа продолжилась и в старшей группе. Дети начали привыкать к тому, что сказка это не одноразовое чтение, а долгая работа. У них уже выработан интерес к сказке. Вместе со мной дети рисуют на кубиках героев сказок. Продолжается работа с дидактическими играми, настольно – печатными играми, соответственно они усложняются. В старшей группе ввожу такие элементы знакомства со сказкой как рассматривание картин известных художников (Васнецов «Алёнушка», «Иван – Царевич и серый волк» и др). Продолжалось моделирование сказок, только оно становилось более сложным. Дидактические игры тоже направлены на расширение словарного запаса. «Кто живёт в лесу», «Кто где живёт», «Назови похожую сказку» и т. д. в старшей группе начинаем сочинять коллективные сказки. В сочинении участвуют все дети. Варианты записываются и выбирается лучший вариант. Сказки придумываются по уже известным сказкам, меняется время действия, герои и т. д. Дети привлекаются к инсценировкам сказок, показу самостоятельному театральных постановок
В подготовительной группе все прежние задачи остаются, но усложняются. Дидактические игры направлены не только на расширение словаря но и на грамматический строй речи. Большое внимание уделяю интонационной выразительности. В подготовительной группе дети помогают мне в оформлении папок – книжек, наклеивают картинки, раскрашивают при этом идёт проговаривание фрагментов сказки. Дети полюбили рассматривать эти папки. Самостоятельно играют в игры.
Обычно, во всех возрастных группах заканчиваю ознакомление с какой - либо сказкой досугом, праздником сказки, театральным представлением. Чтобы дети полюбили сказку – надо подавать её дозированно. Нельзя силой заставить ребёнка слушать сказку, а можно только заинтересовать, проявив терпение и самой полюбить этот вид литературы.
Литературно – музыкальный досуг, посвящённый 135 – тилетию писателя Бажова Павла Петровича
Артамонова Любовь Павловна
Воспитатель высшей категории
С участием музыкального руководителя
Кейфман Ларисы Владимировны.
Цель: Знакомить детей с творчеством П. П. Бажова
Предварительная работа : Чтение сказов П. П. Бажова, изготовление поделок, рисунков по мотивам сказов.
Дети под русскую народную музыку входят в зал, останавливаются полукругом.
Ведущая: Сегодня мы с вами отправимся в удивительный и прекрасный мир – мир сказок.
Дети исполняют песню «Добрая сказка» (слова и музыка Е. Е. Соколовой. «Колокольчик» №25 – 2002 г)
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет.
И несут нас словно птицы
Облетая целый свет.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его –
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда нам приятно сказать –
Любим мы сказы Бажова читать!
Ведущая: А какие сказы Бажова знаете? (ответы детей)
Ведущая: Как я вижу вы знаете много сказов Бажова. Ответьте на вопрос - в какой сказке дед взял на воспитание девочку – сиротку? (ответы детей).
Ведущая: Правильно. Это сказ «Серебряное копытце». Ответьте мне на вопросы по этому сказу.
1. Как звали деда?
2. Как звали девочку?
3. Как звали кошку?
4. Почему так называется сказ?
5. Зачем козлику нужно серебряное копытце?
Ставила Дарёнка
Во дворе корытце
Чтоб козлик – Серебряное копытце
Мог воды напиться!
Дарёнка сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем – каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом Мурёнка
И смотрит на них из окошка Дарёнка.
(танец Серебряного копытца, Куковани иДарёнки)
Ведущая: Давайте вспомним ещё сказ Бажова про девчушку – веселушку.
Тёмной ночью у костра
Появляется она –
Мастерица петь, плясать
Самородки указать.
Звать эту веселушку
Огневушка – поскакушка.
Я весёлая девчушка
Огневушка – поскакушка.
Всем на помощь прихожу
Если друг в опасности –
Сразу помощь окажу.
(танец Огневушек – поскакушек)
Ведущая: (показывает молоток) Отгадайте, из какого сказа этот инструмент? (ответы детей). Правильно, это сказ «Каменный цветок»
Сделал мастер чудо –
Каменный цветок.
Получил в подарок красивый перстенёк.
Хозяйку Медной горы
Увидал однажды Данила
И с той самой поры
Тянет в горы какая – то сила.
Не мил ему белый свет –
Хочет увидеть он каменный цвет.
(танец «Каменный Цветок)
Ведущая: (танец – хоровод «Ручеёк)
Ведущая: Нам осталось выполнить одно задание – решить кроссворд по сказам Бажова. Давайте подойдём к доске и ответим на вопросы.
1. Про какое копытце написал сказ П. Бажов?
2. Что сделал Данила мастер?
3. Как звали мальчика, которому помогла Огневушка – поскакушка?
4. Как звали невесту Данилы – мастера?
5. Кто взял себе девочку – сиротку?
6. Что показала ФедюнькеОгневушка – поскакушка?
7. Кто автор сказов?
Ведущая: Молодцы, вы прекрасно знаете сказы Павла Петровича Бажова.
В который раз склонимся мы над книгой,
Впитаем причудливость слов.
Не забыть нам мудрых сказов –
Спасибо, дедушка Бажов!
Ведущая: А сейчас приглашаем наших гостей на выставку рисунков и поделок, посвящённую сказам Бажова.