Валентина Юрьевна Иванцова
«Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ». Опыт работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении я поняла,что, желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, необходимо использовать новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка, на сохранение их здоровья.
Работая с детьми, наблюдала, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно- психическими нагрузками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детском саду все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками. Любое неадекватное поведение: лень, агрессия, негативизм, замкнутость - защита от нелюбви, от невнимания взрослых. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении.
Публикация «„Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ“, Опыт работы музыкального руководителя» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
И мы - педагоги всеми возможными средствами решаем эти проблемы.
Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ (достаточно новое направление)предполагает использование в каждом виде музыкальной деятельности новых технологий, в том числе и здоровье-сберегающих.
Цель моей работы - сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
В музыкальной деятельности использую следующие виды оздоровления:
-- Логоритмика.
-- Пальчиковая гимнастика.
-- Психогимнастика.
-- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
-- Ритмопластика.
Я обратила внимание, что много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Но движения получались скованные, «безликие», без определенной пластики и легкости. Поэтому начала поиск новых технологий именно в этом виде музыкальной деятельности.
Мы разработали всевозможные упражнения, целью которых является музыкальный аутотренинг, релаксация, вокально-двигательные разминки, танцевальные движения. Они делают жизнь детей более интересной и занимательной, помогают им сдружиться в процессе творческой подготовки, по-разному проявив себя, развивают способности самоконтроля.
Здесь не имеет особого значения возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей. Мы широко стали использовать упражнения, для вокально-двигательной разминки. Первые задания такой разминки я начинаю с самых примитивных движений: хлопков в ладоши, постукиваний пальцами, притопов, шлепков. Чтобы детям было проще уловить заданный ритмический рисунок, основную мелодию мы не просто прослушиваем, а пропеваем. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихиК. Чуковского, С. Михалкова, В. Берестова и А. Барто, потешки, фольклорные песенки. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.
В музыкальной деятельности я предлагаю детям ритмические композиции в самых различных вариантах. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения. Интересно включать в музыкальную деятельность ритмические композиции на классическую музыку. Естественно, что мы проводим прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку.
Такие композиции мы используем на праздничных утренниках, в играх-драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.
С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагаю атрибутику, элементы костюмов. Это «ушки», короны и шапочки сказочных героев, поролоновые «сосульки», «цветы» и «бабочки», ленты-«ручейки». С помощью ритмпластики в своем воображении они могут проиграть, к примеру, сценку со своим обидчиком, разрядив накопившиеся эмоции и при этом никому не нанося ни малейшей обиды («Обидели» муз. В. Агафонникова, «Злюка» муз. Д. Кабалевского).
Не менее важно выполнение детьми специально рассчитанных на их возраст упражнений на расслабление и растягивание. При этом у малышей формируются растяжка, пластичность, эластичность связок, гибкость, координация, умение расслабиться.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – большой успех. Грех было бы не использовать волшебный эффект гармонии музыки и движения в процессе развивающей деятельности. Музыка активизирует весь арсенал средств познания мира, которым владеет малыш.
Любая информация запоминается проще и надежней, если она изложена ритмично, либо положена на музыку. Мы говорим, что следует научить детей красиво двигаться, но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень красивую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Например: Дж. Ласт, Папетти, П. Мориа, Клаудерман, Р. Шуман, П. И. Чайковский. Музыка повышает качество исполнения движений- выразительность, ритмичность, координацию, дает способность получать подлинное эстетическое наслаждение. Музыка в состоянии помочь сбалансировать нервную систему ребенка. Мы обратили внимание на то, что музыка, движения- это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Они выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект. Поэтому в детском саду мы разработали релаксационные упражнения, которые приемлемы для наших детей. Они очень просты, а главное – абсолютно безвредны. Например, дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться, отвлечься и взять себя в руки.
Мы подобрали и постоянно применяем интересный способ релаксации – это мышечное расслабление. Эти упражнения мы выполняем вместе с детьми в любой образовательной деятельности. Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. В нашем детском саду мы применяем расслабление через образы – зрительные представления. Вот некоторые:
• Мы на зеленом лугу, вокруг мягкая, нежная травка…
• Мы плаваем в водичке, она теплая, приятная…
• Мы нежимся на пушистом облачке, которое мягко обволакивает тело…
• Мы качаемся на волнах, и наше тело чувствует покой и невесомость…
• Мы лежим на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышим легкий шум волн и ощущаем свет и тепло солнечных лучей…
При успешной тренировке через некоторое время нашим детям достаточно только вспомнить образ, и тело на уровне мышечной памяти воспроизведет состояние расслабления.
Прибавим сюда необычный или сказочный сюжет – и становится понятным, почему именно в музыкальный зал тянут нас за руки малыши.
Для понимания детьми того или иного мимического выражения, нам удобно пользоваться схемами, выполненными графически. На этих схемах, в нескольких овалах, выполняющих роль сказочных или человеческих лиц (петрушки, клоуна, неваляшки, несколькими деталями (круг, овал, треугольники,узкие прямо-угольники) «рисуются» разные изображения лица. Например: РАВНОДУШИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, РАДОСТЬ,УДИВЛЕНИЕ, СТРАХ, ГНЕВ, ЗЛОБА, УНЫНИЕ, ГРУСТЬ. Такие схемы помогают детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику.
Еще одну новую технологию в детском саду я применяю в работе с детьми - «Музыкотерапия». У нас детей утром в группе встречает приветливый воспитатель, который предусмотрительно включает классическую музыку или добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения у детей, для их приятного погружения в дневной сон воспитатели пользуются благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Особое внимание педагоги уделяют пробуждению малышей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция постоянна в течение, примерно, месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыка, малыши легче и спокойнее переходят из состояния полного покоя к активной деятельности. Вместе с воспитателями мы разработали психологические музыкальные мероприятия для детей в течении дня.
С помощью специально отобранной музыки мы разработали «копилки» практической музыкотерапии.
Копилка "Добрых встреч".В этом комплексе собраны веселые, яркие, мажорные песни. Эти песни создают позитивное настроение, придают ощущение радости, веры в добро, помогают при встречах, в сюрпризных моментах.
Копилка"Наши друзья" - содержат музыкальные композиции из старых добрых мультфильмов, музыкально-литературные композиции по сказкам, где звучат голоса сказочных персонажей, песни:«Большой секрет для маленькой компании», «Настоящий друг», «Если добрый ты», «Улыбка», «Песенка друзей». Эти песни и сегодня согревают любовью детские души, учат хорошим, честным и миролюбивым отношениям с окружающими. Здесь же подборка песен о наших маленьких друзьях - животных и насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся", "Песня Козы", "Песенка Львенка и Черепахи" .
Копилка "Доброго сна" - собрали колыбельные в исполнении Ирины Понаморевой, Железновых, Никитиных, классические мелодии. Слушая музыку, дети быстро засыпают, им снятся хорошие сны. Гиперактивным детям эта музыка успокаивает нервную систему.
Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему свой «ключик», - вот к чему мы стремимся.
Детство – наиболее благоприятный период для развития способностей, формирования вкуса, эмоциональной отзывчивости. В детском возрасте это создает фундамент хорошего здоровья и культуры взрослого человека в будущем, в том числе и музыкальной.
Занятия музыкальным аутотренингом и ритмикой делают жизнь детей более интересной и занимательной, помогают им сдружиться в процессе творческой подготовки, по-разному проявив себя.
Счастье каждого педагога – увидеть плоды своего нелёгкого труда. А мне приятно, когда здоровые дети хотят петь, танцевать, перевоплощаются в сказочных героев и радуются когда идут в музыкальный зал на встречу с музыкой, искусством и со мной.