Нина Свистунова
Опыт применения набора «Дары Фребеля» в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовская область, город Рассказово
МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»
педагог-психолог Свистуновой Н. В.
Опыт применения игрового набора «Дары Фрёбеля» в речевом
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятель-
ность должна строится на основе индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, в сотрудничестве детей и взрослых, обеспечивать условия для
Публикация «Опыт применения набора „Дары Фребеля“ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
поддержки инициативы, полноценного развития ребёнка в различных ви-
дах деятельности, с учётом реализации ведущей игровой деятельности.
Принципы ФГОС ДО полностью соответствуют принципам педагогики Фридриха Фрёбеля, которая становится очень актуальной на современном этапе.
Фридрих Фрёбель (1782–1852 гг.) – немецкий гуманист и педагог, со-
здатель первых детских садов (1837 г., педагогическая прозорливость и
научное предвидение, которого позволили выстроить оригинальную си-
стему воспитания и психического развития детей в коллективе.
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих де-
тей, организации их самостоятельной деятельности.
Согласно методике Фрёбеля развитие речи ребёнка необходимо осуществлять через развитие мелкой моторики. В процессе наблюдения за детьми он установил,что дети, которые чаще играют с мелкими предметами и игрушками начинают говорить раньше.
Игровой набор «Дары Фребеля»- незаменимый помощник в развитии речи детей. Разнообразие материалов предполагает возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать по поводу предлагаемых материалов.
Важная составляющая игр по Фребелю – это их текстовое, словесное оформление. Все действия с дарами Фребеля сопровождаются речью (стихами, песенками, словами, таким образом реализовывается принцип единства действия и слова, который делает действия ребенка и его чувственный опыт более осмысленными и осознанными, способствует эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма, гармонии и др.
В детских играх непременно должен участвовать взрослый. Педагог должен стать душой детских игр, показывать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект.
Принципы работы с «Дарами Фребеля»
* Все игровые действия детей должны проходить под речевое сопровождение участников.
Педагог выступает в качестве участника игры, поддерживая интерес детей, постоянно совершенствуя способы взаимодействия между детьми, стимулируя их общение.
* При развитии игрового общения во время действий с предметами набора Фрёбеля важно положительно оценивать речевые навыки детей : задаваемые ими вопросы, активные высказывания и рассуждения
*После проведённых игр необходимо проводить беседы, направленные на оценку ребёнком собственных умений и оценку результатов собственной деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. Дары помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления. В играх на пространственную ориентацию дети выполнят задание по инструкции, например,
В праву руку свой мячик возьми,
И перед грудью его подержи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись.
Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми я учитываю не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а также их желания и интересы. При этом у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, речь, познавательно-исследовательская деятельности и логические способности, формируются элементарные математические умения.
Любое игровое действие с ребёнком должно соединяться со словом.
Необходимо всегда побуждать ребёнка к комментированию, проговариванию своих действий в слух.
Игры в команде сверстников развивают не только монологическую, но и диалогическую речь. Дети учатся строить сложные развернутые высказывания, что положительно сказывается на общем развитии речи. Способствует овладению способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.
Мною было отмечено, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.