Елена Стратиенко
Опыт педагогической деятельности «Использование интегрированных проектов в музыкальном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, разрешите представиться Стратиенко Елена Анатольевна музыкальный руководитель детского сада №11 «Елочка». Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме :
«Использование интегрированных проектов в музыкальном воспитании дошкольников»
Публикация «Опыт педагогической деятельности „Использование интегрированных проектов в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Актуальным в практике работы музыкального руководителя является использование проектного метода, т. к. в ходе реализации проекта происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Основоположником метода проектов считается американец В. Х. Кильпатрик, который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Так что же такое проект? Проект – это разработанный план, замысел, намерение.
Метод проектов особенно актуален и эффективен в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где «Музыка» выделена в отдельную образовательную область.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом и родителями включаются в реализацию проекта, решая какую-либо практическую творческую задачу. Через реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями.
Проектная деятельность осуществлялась мною на базе МАДОУ №11 «Елочка» с детьми старшего дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом - с 2009 года по настоящее время. За этот период разработаны и реализованы следующие проекты :
2009-2010 уч. год – проект «Добротой согревайте друг друга»;
2010-2011уч. год - проект «Нам нравится природа в любое время года» :
2011-2012 уч. год – проект «Сказка в гости к нам пришла».
Технология опыта
Цель: Создание единого образовательного пространства для музыкального развития дошкольников в тесном контакте детей, педагогов и родителей.
Задачи:
1. Осуществлять работу по проектам, интегрируя различные виды детской деятельности.
2. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, через вовлечение их в совместную музыкально-игровую деятельность.
3. Проследить динамику развития музыкальных способностей детей и творческую активность родителей.
Формы и методы организации работы над проектами
В проектной деятельности были использованы такие формы организации как:
- разные виды музыкальных занятий;
- музыкально-дидактические игры;
- индивидуальная и самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность;
- музыкальные досуги с привлечением педагогов и родителей;
- театрализованная деятельность;
- экскурсии;
- выставки детского и совместного с взрослыми творчества;
- музыкальные гостиные;
- беседы;
- оформление альбомов;
- музыкально-литературные вечера.
В своей работе использую следующие методы :
-метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество;
- метод убеждения средствами музыки;
- художественно-практические;
- метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
- метод музыкальных обобщений;
-метод моделирования художественно-творческого процесса.
Краткое описание опыта
Сейчас мне хотелось бы немного рассказать о каждом проекте.
В 2009-2010 учебном году детьми подготовительной группы, педагогами и родителями реализован долгосрочный проект по социально-личному направлению развития «Добротой согревайте друг друга». Целью проекта было формирование нравственных представлений у дошкольников в процессе музыкально-художественной деятельности. В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
- занятия «Добрым быть совсем не просто»;
- концерт ко Дню пожилого человека в доме-интернате «Родник»;
- мероприятия, посвященные Дню матери с привлечением родителей;
- выставка детского творчества «Если добрый ты»;
- музыкальная гостиная для педагогов «Добротой согревайте друг друга»;
- кукольный театр по теме «Друзья познаются в беде»;
- праздник «Земля – наш общий дом»;
- развлечение «Добрым быть приятнее, чем злым»
В долгосрочном проекте «Нам нравится природа в любое время года», реализованном в 2010-2011 учебном году, интегрировались несколько видов детской деятельности : музыкальная, художественно-творческая, познавательная. Целью старших дошкольников, педагогов дополнительного образования и родителей явилось: развитие художественно-творческих способностей детей на основе эмоционально-образного восприятия природы средствами музыки, художественного слова и изобразительной деятельности.
Были задействованы разные формы организации работы:
- экскурсии в лес в разное время года;
- интегрированные занятия «Осеннее дерево», «Чудеса зимнего леса», «Ознакомление с пейзажной живописью», «Путешествие по временам года»,
«Зимнее настроение»;
- выставки совместного творчества детей и родителей «Пичуги у нашего окна», «Зимние напевы», выставка моделей бумажных костюмов «Веснянка», «Мое любимое время года», «Золотая осень»;
- музыкально-литературный вечер для родителей по поэзии А. С. Пушкина «Зимушка - зима»;
- экологический КВН «Весна в городе», праздник «С днем рождения, Земля!», музыкальная сказка «Как морковку назвали морковкой»;
- концерт «Лесные мелодии», музыкально-ритмические композиции «Цветы и пчелки», «Новогодняя фантазия», «Листопад, листья желтые летят».
В 2011-2012 учебном году одной из годовых задач МАДОУ является укрепление социального партнерства с семьей через организацию досуговых форм общения.
Поэтому в сотворчестве с детьми подготовительной группы, педагогами и родителями мною реализуется проект «Сказка в гости к нам пришла».
Целью данного проекта является «Формирование музыкально-творческих способностей детей через вовлечение их в театрализованную деятельность».
Проект краткосрочный, находится в процессе реализации, проведены:
- экскурсия в Няганский детский государственный музыкально-драматический театр;
Запланирвано – подготовка и показ инсценировок:
• взрослыми (педагогами и родителями);
• взрослыми и детьми;
• детьми.
Результатом проекта планируется участие в муниципальном театральном фестивале «Волшебный занавес», где дети будут актерами, а взрослые примут на себя роль костюмеров, гримеров, декораторов.
Результативность опыта
Работа, направленная на музыкальное развитие детей, в ходе которой использована проектная деятельность, позволила мне добиться более высоких результатов в развитии музыкально-творческих способностей детей.
Показатели уровня музыкального развития детей
С целью изучения мнения родителей о взаимодействии всех участников образовательного процесса в работе по реализации проектов проведен анкетный опрос.
Результаты опроса показали:
- 90% родителей положительно отзываются о мероприятиях, проведенных в рамках реализации проектов;
- 92% - убеждены в том, что участие родителей в жизни детского сада обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым - осознать важность всей этой работы;
- большинство родителей – 90%, считают, что участие родителей в роли исполнителей и организаторов мероприятий очень сблизило детей, родителей и педагогов.
Исходя из данных анкетирования, можно уверенно заявить, что проектная деятельность соответствует запросам родителей.
Опыт моей работы показал, что эффективно использовать в практике музыкальной деятельности с детьми метод проекта. Материалы проекта «Добротой согревайте друг друга» были представлены на городском семинаре «Мы в старом красоту находим, хоть новому принадлежим». Проект «Нам нравится природа в любое время года» вошел в основу конкурсной работы, «Люблю тебя, моя Россия», Всероссийского конкурса «Патриоты России», получившей золотую медаль.