Надежда Прилуцкая
Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании. Опыт работы
Современные педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе в области познавательно-исследовательской деятельности.
Уже в дошкольном возрасте нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. Одними из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.
Публикация «Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цель исследовательской деятельности в музыкальном воспитании дошкольников - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка.
Рассмотрим особенности исследовательской деятельности дошкольников в области детского музицирования. “Музицирование” (от нем. Musizieren - заниматься музыкой, исполнение музыки в домашней обстановке, в более широком понимании - игра на музыкальных инструментах. Сегодня музицирование дома, при встрече друзей практически свелось на нет. Однако в дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков, новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность.
Например, педагог предлагает прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.
После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов : деревянных ложек, ксилофонов, клавес, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы. В игре «Здравствуйте!» каждый деревянный инструмент в руках ребенка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение. После приветствия музыкальные инструменты вступают в «Деревянный разговор» - дети разбиваются по парам и с помощью звуков, издаваемых инструментами, «рассказывают» друг другу истории. Затем можно поменяться инструментами, а можно найти другого партнера. После «разговора» инструменты вместе с детьми «танцуют» «Деревянные танцы», побуждая найти образные движения для передачи характера музыки.
Разнообразие музыки народов мира становится своеобразным «переходом» к активному слушанию музыки, знакомству с народными инструментами, а затем и изготовлению их своими руками (из природных или бросовых материалов). Содержательно это выглядит просто и даже примитивно (дети стучат деревянным палочками по дощечке, но внешне простое занятие формирует качества творческой личности.
Таким образом, в цикле занятий дети получают представления о различных музыкальных инструментах, запоминают звуки, издаваемые ими, обогащают багаж музыкальных впечатлений, развивают коммуникативные и исполнительские навыки. Разработаны технологические карты занятий и диагностический инструментарий.
Исследование одних звуков переходит в исследование других. Разработаны и успешно используются циклы занятий, посвященные звукам металла, стекла, глины, бумаги, пластика и т. д. Собраны коллекции звуков (своеобразные мини-музеи «Звуки дерева», «Звуки бумаги», «Звуки металла», «Звуки природы» и т. д.). Практические действия с предметами, припоминание, воспроизведение, сравнение, анализ и обобщение знакомых звуков служат прочной основой для восприятия музыкальных произведений. Знакомство со звуками природы, узнавание их в инструментальной музыке формирует и расширяет представления об изобразительных свойствах музыки (голос кукушки в вальсе И. Штрауса, звук грома в «Грозе» Г. Бургмюллера, звук текущей воды в «Лесном ручье» А. Аренского и пр.).
Необходимо заметить, что созданный на занятиях позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Ведущая роль педагога несомненна, без него исследования превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей. Своеобразным результатом такой работы можно считать любовь к музыкальным занятиям, а затем дальнейшее обучение детей в музыкальной школе или хореографической студии, занятия в танцевальном или хоровом коллективе.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : «Педагогическое общество России». - 2003. –79 с.
2. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебн. -метод. пособие [Текст]/ Т. Э. Тютюнникова. - СПб. : ЛОИРО, 2003. – 100 с.
3. Емельянова И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].- Режим доступа. - URL.-
https:// www.school2100.com/upload/iblock/8d1/Emelyanova.pdf
4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Метод. рекомендации [Текст] / Л. Н. Прохорова. – М. :«АРКТИ». –2003. –64с.