Светлана Горбатенко
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Публикация «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Однако, патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В. А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. Л. И. Новикова, анализируя труды И. А. Ильина, выявляет оригинальность идей данного автора на сущность и понимание патриотизма как такового. О. В. Лебедева разграничивала термины «верноподданичество» и «гражданственность».
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть неожиданное. Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Используя в своей работе проекты, решаю следующие задачи:
- формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;
- формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);
- формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон;
- развитие активности и самостоятельности.
Работа над проектом проходит несколько этапов, представляю пошаговый алгоритм.
Шаг первый - выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить, другим словом мотива. Что же послужило мотивом для нашей исследовательской работы?
Шаг второй - это постановка цели исследования.
Шаг третий - определение исследовательских задач – основных шагов. Основной вопрос – что мы хотим узнать?
Шаг четвертый - составление предварительного плана исследования - обсуждение вариантов поиска информации.
Шаг пятый - проведение исследования.
Заключительным этапом является подготовка вывода, ответа на вопрос – достигнута ли цель. Могут применяться также различные методы, в зависимости от вида исследования. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада или презентации. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают атрибут в зависимости от вида исследования – чаще всего мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом исследовательской работы по теме могут быть папка (альбом) с иллюстрациями, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов, персональная или групповая выставка.
Шаг шестой - указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы.
Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.
Для реализации выше поставленных задач мною были разработаны и внедрены такие проекты как: «Традиции моей семьи», «Богатыри земли Югорской», «Улица моего города» «Этот день Победы», «Мой любимый Нижневартовск».
Считаю, что проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. Мною была разработана программа по нравственно- патриотическому воспитанию «Наша Родина- Россия»
Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика.
В нашем детском саду создан музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.
Почему мы создали мини-музеи? Мы провели беседу и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать свой собственный «музейный комплекс». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали «мини-музеем». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченную тематику.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
В рамках проекта «Зеленая Югра, здоровая планета» наши воспитанники учавствовали в городской природоохранной акции «В защиту хвойных деревьев». Дети вместе с родителями и воспитателями распространяли наглядный агитационный материал: листовки, буклеты, информационные листы, рисунки, изготовили транспарант, плакат о защите хвойных деревьев от несанкционированной вырубки. Юные защитники природы призывали жителей города не рубить елки, не губить лес и раздавали листовки с изображением елочки и призывом «Берегите лесную красавицу»
Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами ходили в Парк Победы и поздравляли ветеранов.
Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно – компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.