Мария Михайлова
Рабочая программа детско-взрослого сообщества «Танграм». Занимательная математика для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Темочки:
- Головоломки для детей, логические игры
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Танграм, головоломка
- Темочки
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Цель:
Развитие логико-математического мышления.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций;
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки;
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей;
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон;
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов;
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам;
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Основными принципами программы дополнительного образования по математике являются :
1. Принцип систематичности и последовательности: знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал;
2. Принцип индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
3. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
4. Принцип гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности;
5. Принцип наглядности: познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении.
Организационно - методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа «Танграм» рассчитана на 7 месяцев (подготовительный дошкольный возраст). Для успешного освоения программы занятий численность детей в группе должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, с октября по май, во первую половину дня. Большую часть программы составляют практические занятия. Продолжительность занятий 25 – 30 мин.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы работы :
1. Традиционные;
2. Комбинированные;
3. Практические;
4. Игры, конкурсы.
Методы работы :
1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
4. Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
5. Показ мультимедийных материалов.
Необходимые материалы и оборудование :
1. Цветные счетные палочки;
2. Мозаика;
3. Объемные геометрические фигуры (Логические блоки Дьенеша);
4. Шаблоны из геометрических фигур;
5. Конструкторы;
6. Раздаточный материал (цифры и математические знаки);
7. Цветная бумага;
8. Крупа (гречка, рис);
9. Цветные веревочки;
10. Пуговицы;
11. Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага).
12. Фигуры танграм.
Предполагаемый результат освоения программы
К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
1. Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
2. Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
3. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
4. Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
5. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
6. Различать величины; длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения.
7. Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
8. Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
9. Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводить их сравнение.
10. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
11. Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
12. Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
13. Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
14. Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
15. Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Перспективный план работы
№ Месяц Тема, цель занятия Задание/упражнение/игра
октябрь Цвет, форма
Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор». Используя: цветные счетные палочки; логические блоки Дьенеша.
Размер
Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки». Используя мозаику; логические блоки Дьенеша.
ноябрь
Формирование представлений о символическом изображении предметов
Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». Используя логические блоки Дьенеша.
Счёт, порядковые числительные
Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. ( Используя: шаблоны из геометрических фигур; цветная бумага)
декабрь Пространственные представления
Цель: развивать представления:«толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. Развитие внимания, речи, пространственные представления, умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Игра: «Весёлые человечки». Используя логические блоки Дьенеша; альбом "Спасатели приходят на помощь".
Счет до 10
Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «Обведи правильную цифру». Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»
Январь Развитие внимания, воображения.
Интеллектуальная игра «Близкие по значению»
Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи; развитие логического мышления, внимания, воображения, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». Использовать: мозаику из пуговиц; логические блоки Дьенеша.
февраль Круг, квадрат, прямоугольник.
Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. Игра: "Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки". ( Использовать: счетные палочки или верёвочки; логические блоки Дьенеша).
март Сравнение
Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Использовать: счетные палочки или верёвочки; логические блоки Дьенеша.
Сенсорное развитие
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. Использовать: крупу (гречка, рис); различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага
Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис»
Апрель Графические умения
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант).
Задачи на смекалку
Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.
Используя логические блоки Дьенеша; альбом "Спасатели приходят на помощь".
Счет
Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
Задачи на смекалку
Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.
Использовать: счетные палочки; логические блоки Дьенеша.
Май Пирамида, цилиндр
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».
Зрительно – мыслительный анализ
Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. (Используя логические блоки Дьенеша).
Сенсорное развитие
Цель: развитие умения анализировать форму предметов; сравнивать по их свойствам; художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции); закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику. Дидактические игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)».
Игра со счетными палочками: «Выложи предмет по образцу».
(Используя логические блоки Дьенеша; счетные палочки; цветная бумага)
Литература
1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2011г.
2. Раз - ступенька, два - ступенька. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Л. Г. Петерсон, Холина Н. П. 2006 г.
3. Л. Г. Петерсон. Холина Н. П. Практический курс математики для дошкольников. Программа и методические рекомендации.
4. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М. : Просвещение, 1997 г.
5. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
6. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.
7. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
8. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
9. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
10. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
11. Б. Б. Финкельштейн, альбом "Спасатели приходят на помощь"(составная часть игрового методического комплекса к дидактическому материалу " Логические блоки Дьеша")
12. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику».
13. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
14. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
15. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
16. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
17. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
18. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
19. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
20. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
21. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»