Приложение МААМ

Рабочая программа детско-взрослого сообщества «Танграм». Занимательная математика для детей 5–7 лет

Мария Михайлова
Рабочая программа детско-взрослого сообщества «Танграм». Занимательная математика для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Темочки:

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Цель:

Развитие логико-математического мышления.

Задачи:

1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций;

2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки;

3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей;

4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон;

5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов;

6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам;

7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Основными принципами программы дополнительного образования по математике являются :

1. Принцип систематичности и последовательности: знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал;

2. Принцип индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

3. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

4. Принцип гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности;

5. Принцип наглядности: познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении.

Организационно - методическое обеспечение программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.

Программа «Танграм» рассчитана на 7 месяцев (подготовительный дошкольный возраст). Для успешного освоения программы занятий численность детей в группе должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, с октября по май, во первую половину дня. Большую часть программы составляют практические занятия. Продолжительность занятий 25 – 30 мин.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы работы :

1. Традиционные;

2. Комбинированные;

3. Практические;

4. Игры, конкурсы.

Методы работы :

1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

4. Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий);

5. Показ мультимедийных материалов.

Необходимые материалы и оборудование :

1. Цветные счетные палочки;

2. Мозаика;

3. Объемные геометрические фигуры (Логические блоки Дьенеша);

4. Шаблоны из геометрических фигур;

5. Конструкторы;

6. Раздаточный материал (цифры и математические знаки);

7. Цветная бумага;

8. Крупа (гречка, рис);

9. Цветные веревочки;

10. Пуговицы;

11. Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага).

12. Фигуры танграм.

Предполагаемый результат освоения программы

К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

1. Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

2. Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

3. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

4. Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.

5. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

6. Различать величины; длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения.

7. Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

8. Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

9. Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводить их сравнение.

10. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

11. Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

12. Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

13. Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

14. Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.

15. Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Перспективный план работы

№ Месяц Тема, цель занятия Задание/упражнение/игра

октябрь Цвет, форма

Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор». Используя: цветные счетные палочки; логические блоки Дьенеша.

Размер

Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки». Используя мозаику; логические блоки Дьенеша.

ноябрь

Формирование представлений о символическом изображении предметов

Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка». Используя логические блоки Дьенеша.

Счёт, порядковые числительные

Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. ( Используя: шаблоны из геометрических фигур; цветная бумага)

декабрь Пространственные представления

Цель: развивать представления:«толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. Развитие внимания, речи, пространственные представления, умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Игра: «Весёлые человечки». Используя логические блоки Дьенеша; альбом "Спасатели приходят на помощь".

Счет до 10

Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «Обведи правильную цифру». Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

Январь Развитие внимания, воображения.

Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи; развитие логического мышления, внимания, воображения, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». Использовать: мозаику из пуговиц; логические блоки Дьенеша.

февраль Круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. Игра: "Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки". ( Использовать: счетные палочки или верёвочки; логические блоки Дьенеша).

март Сравнение

Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Использовать: счетные палочки или верёвочки; логические блоки Дьенеша.

Сенсорное развитие

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. Использовать: крупу (гречка, рис); различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага

Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис»

Апрель Графические умения

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант).

Задачи на смекалку

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Используя логические блоки Дьенеша; альбом "Спасатели приходят на помощь".

Счет

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Использовать: счетные палочки; логические блоки Дьенеша.

Май Пирамида, цилиндр

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».

Зрительно – мыслительный анализ

Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. (Используя логические блоки Дьенеша).

Сенсорное развитие

Цель: развитие умения анализировать форму предметов; сравнивать по их свойствам; художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции); закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику. Дидактические игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)».

Игра со счетными палочками: «Выложи предмет по образцу».

(Используя логические блоки Дьенеша; счетные палочки; цветная бумага)

Литература

1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2011г.

2. Раз - ступенька, два - ступенька. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Л. Г. Петерсон, Холина Н. П. 2006 г.

3. Л. Г. Петерсон. Холина Н. П. Практический курс математики для дошкольников. Программа и методические рекомендации.

4. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М. : Просвещение, 1997 г.

5. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

6. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.

7. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

8. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

9. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

10. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

11. Б. Б. Финкельштейн, альбом "Спасатели приходят на помощь"(составная часть игрового методического комплекса к дидактическому материалу " Логические блоки Дьеша")

12. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику».

13. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

14. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове

15. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

16. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,

17. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004

18. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009

19. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

20. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

21. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»

Публикации по теме:

Дидактическое пособие из фетра для детей 3–5 лет «Занимательная математика»Дидактическое пособие из фетра для детей 3–5 лет «Занимательная математика» Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования элементарных.

Фотоотчёт детско-взрослого сообщества «День отца» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт детско-взрослого сообщества «День отца» для детей старшего дошкольного возраста Фотоотчёт детско- взрослого сообщества «День отца» для детей старшего дошкольного возраста. С такими словами мы открыли нашу встречу в.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа детско-взрослого сообщества «Танграм». Занимательная математика для детей 5–7 лет
Опубликовано: 20 января 2025 в 16:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа детско-взрослого сообщества «Танграм». Занимательная математика для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мария Михайлова (УИ 2601972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД