Ирина Деулина
Конспект мастер-класса «Применение дидактических игр в формировании фонематических процессов у детей с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Учитель-логопед МБДОУ № 105 Деулина Ирина Александровна
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Особенно это актуально, для детей с ОВЗ в силу особенностей их психо-речевого развития.
Публикация «Конспект мастер-класса „Применение дидактических игр в формировании фонематических процессов у детей с использованием ИКТ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Актуальность: поступление в школу – важный этап в жизни ребенка, к которому его необходимо готовить. Одним из показателей подготовленности ребенка к школе является уровень сформированности его фонематического восприятия и звукового анализа.
Проблемой является нехватка вспомогательных средств для коррекции и развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа в ДОУ. Одним из таких средств послужило использование ИКТ.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Цель: показать эффективность применения ИКТ в формировании фонематических процессов у детей с ОВЗ.
Работа по формированию фонематических процессов проходит в два этапа, каждый из которых содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».
На I-ом этапе формирования фонематического восприятия для детей включены задания на :
-узнавание неречевых звуков;
-различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов, близких по звуковому составу (мышка-миска);
-узнавание фонемы (в тексте, предложении, среди ряда данных слов);
-дифференциация слогов (па – ба);
-дифференциация фонем (звуков).
На II-ом этапе звукового анализа и синтеза слова дети:
- определяют порядок слогов и звуков в слове;
- выделяют каждый звук в слове;
- дают характеристику каждому звуку (гласный – согласный; глухой – звонкий; твёрдый – мягкий).
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем;
- фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определённых фонем, независимо от позиционных призвуков;
- фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств;
- фонематический анализ – мыслительный процесс разложения целого на составляющие части (предложения-слова-слоги-звуки);
-фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.
- Выделим особенности работы над формированием фонематических процессов у детей с ОВЗ: - поэтапность;
- использование доступного речевого материала;
- многократное повторение материала;
- применение дидактических игр и упражнений.
Слайд 1
На первом этапе проводится работа на узнавание неречевых звуков, где дети любят различные физ. минутки с использованием интерактивной доски, фрагмент которой вы видите (стих. -ие «Козлик»,музыка Струве). Специально для использования этой доски были разработаны дидактические игры и упражнения, отвечающие возрастным особенностям и возможностям, способствующие развитию фонематических процессов у детей с ОВЗ. Хочу продемонстрировать некоторые из них.
Слайд 2
Игра «Дружок, съешь пирожок», цель которой продолжать учить подбирать слова схожие по звучанию.
-Давайте поиграем, поможем Маше сложить пирожки в короб. Например: дадим Маше пирожок с картинкой дом, найдите пирожок, название которой звучит похоже. Правильно сом и т. д.
Слайд 3
- Хочу предложить вашему вниманию следующую игру, на развитие фонематического восприятия «Волшебные бусы», которая проводится аналогично игре «Цепочка слов».
На самой опушке волшебного леса
Гуляла сказочная принцесса
Чудесные бусы она потеряла
Теперь со слугой своим их собирала.
Тут фея лесная как раз прилетела,
Принцессе помочь эта фея хотела.
- Уважаемые коллеги, поможем собрать бусы. Назовите первую картинку в руке слуги.
- Стул.
- Выделите и определите последний звук, он будет началом следующего слова. Найдите бусинку-картинку, где этот звук будет в начале слова, и так до тех пор, пока все буквы не будут нанизаны (лопух – хомяк – капкан – нос – солдат – топор – ранец – цыпленок. Теперь проговорим слова ещё раз, четко выделяя первый и последний звуки.
- Эту же игру мы адаптируем для детей разного уровня развития и возраста. Вот более простой вариант односложных слов с четырьмя картинками:
Стул – лук – крот – танк.
Слайд 4
- На втором этапе развития навыков звукового анализа и синтеза предлагаю вам игру «В гостях у Белоснежки», цель которой научить детей различать твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух, связную речь.
- Белоснежка пригласила к себе гостей и решила им поиграть на рояле. Но вот беда, все клавиши у роялей почему-то упали. Друзья, давайте поможем Белоснежке отремонтировать рояли. Вы будете называть слова, определять первый звук в слове и ставить клавишу на тот рояль, к которому она подходит. Необходимо подобрать клавиши с картинками, названия которых начинаются на твердый звук к синему роялю, соответственно клавиши с картинками, которые начинаются на согласный мягкий звук – к зелёному роялю.
Например:
сыр – выделяем первый звук [с] – согласный твёрдый, ставим клавишу с картинкой на синий рояль; лимон – выделяем первый звук [л’] - согласный мягкий, ставим картинку на зеленый рояль; стул – выделяем звук [с] -согласный твердый, ставим клавишу на синий рояль; кит – выделяем первый звук [к’] - согласный мягкий, ставим клавишу на зелёный рояль.
Таким образом, на собственном опыте, мы убедились, что использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза приносит большую пользу:
- занятия стали более яркими и интересными;
- ИКТ явилось оправданным вспомогательным средством для коррекции и развития фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа;
- повысилась мотивация и интерес детей к специальным упражнениям по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
- повысился уровень слоговой, интонационной, ритмической структуры речи детей.
В перспективе в коррекционно-развивающей работе на базе ДОУ :
1) использовать компьютерные технологии на занятиях по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, а так же по развитию грамматического строя и связной речи у детей 5-6 лет;
2) продолжать создавать собственные игры и упражнения для дошкольников.