Нина Хорунжина
Оптимизация интеллектуального развития детей в процессе использования игр математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Эта работа посвящается проблеме интеллектуального развития детей. Раскрываются методы обучения детей математике. Ключевые слова: познание, игра, обучение.
Обучению дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным.
Публикация «Оптимизация интеллектуального развития детей в процессе использования игр математического содержания» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Ребенок XXI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы. Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.
«Наиболее важным является понимание того, что специально организационный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка» Л. С. Выготский.
В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, Л. И Тихоновой и др. показала целесообразность использования различных игр в обучении детей математике.
В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний.
Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей. Однако, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях Л. А. Козлова, А. М. Леушина, З. А. Михайлова и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевом высказывании.
Цель нашей работы: разработать систему последовательных игр и упражнений по ознакомлению с математикой, обеспечивающую интеллектуальное развитие дошкольников.
Задачи:
изучить теорию оптимизации интеллектуального развития у детей дошкольного возраста;
выявить уровень развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста; разработать и внедрить в педагогический процесс систему работы, усиливающую развитие детей посредством системы логических игр, заданий, упражнений.
В начале работы с детьми необходимо было изучить уровень развития интеллектуальных способностей ребенка. В результате обследования мы обнаружили низкий уровень развития умственных способностей. Дальнейшая наша работа состояла в том, чтобы составить комплексно тематический план.
Отбор содержания работы осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к организации педагогического процесса.
Знакомство с математикой проводили в форме сюжетно ролевой игры и дидактической. Они позволяют ставить перед ребятами учебную задачу не прямым образом. А путем творческого поиска, анализа, сравнения. Для наших детей интересными были сюжеты : «Космическое путешествие», Царство Математики», «Путешествие в компьютерный центр», «В поисках трех китов», «В магазин за покупками».и др.
Широко использовали логические игры математического содержания, которые воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску. Логические задачи могут быть следующие: «у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?»,«Волосы у Вовы светлее, чем у Пети, а волосы Пети светлее, чему Коли. Кто темнее всех?.» Постепенно дети научились понимать, что для решения логической задачи необходимо сосредоточиться, что такая занимательная задачка содержит некий «подвох» и для ее решения необходимо понять в чем тут хитрость.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка. Для детского развития хорошо подходят игры с использованием образцов, требующие сохранить в памяти многоступенчатые инструкции. Например, игры: «Что изменилось?», «Какой фигуры не стало?», «посмотри, - запомни и сложи» и т. д. Особенно детям нравились занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр : «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Танграм», «Дроби», «Волшебный круг», различных головоломок, лабиринтов.
Играя в логико - математические игры совместно с взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. Благодаря использованию продуманной системы логических игр, заданий, упражнений в совместной деятельности воспитателя с детьми, дошкольники усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Анализ результатов убедительно демонстрирует развитие у детей способности к доказательству, логическим рассуждениям, выводам.
Литература:
Владимирова Т. В., Л. В. Хамидуллина Путешествие по времени. М. :Аркти, 2009г.
Перова М. Н. Дидактичесие игры и упражнения по математике. М. : Просвещение,2001г.
Хамидулина Р. М. Математика. М. : Издательство «Экзамен», 2009г.