Марина Калинина
Оптимизация деятельности учителя-логопеда посредством использования информационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение в систему дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога заставило по-новому посмотреть на многие вопросы воспитания и обучения и дошкольное образование в целом. Становится очевидным, что дети, имеющие доступ к качественному дошкольному образованию, демонстрируют более успешное всестороннее развитие, более высокие образовательные результаты на протяжении последующих лет учебы и в течение всей жизни. Понимая важность этого вопроса каждый специалист в своей области стремится к повышению эффективности деятельности.
Публикация «Оптимизация деятельности учителя-логопеда посредством использования информационных технологий» размещена в разделах
Нами в условиях МДОУ «Детский сад «Рябинка» г. Переславля-Залесского разработана концепция проекта «Оптимизация деятельности учителя-логопеда посредством использования информационных технологий» (далее Проект).
Актуальность выбранного направления подтверждается тем, что одним из принципов ФГОС ДОО является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности с нормально развивающимися сверстниками. Важным условием всестороннего развития каждого ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками, а устная речь - это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи. Эффективное решение образовательных задач невозможно без мониторинга, который обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии, грамотное планирование деятельности, оценку эффективности педагогического воздействия.
Цель Проекта – разработать автоматизированную систему ведения документации учителя-логопеда (далее Система).
Задачами Проекта являются:
I. Разработка модулей Системы:
1. Мониторинга речевого развития дошкольников:
• 6-7 лет;
• 5-6 лет;
• 4-5 лет.
2. Мониторинга развития познавательной сферы (для воспитанников с нарушениями познавательной сферы).
3. Взаимодействия специалистов, работающих с ребенком (дневник индивидуального развития, формирование индивидуального образовательного маршрута).
4. Планирования и фиксирования результативности коррекционной работы учителя-логопеда :
• Автоматизированная комплектация подгрупп для занятий, составление календарного плана работы на основе перспективно-тематического плана.
• Автоматизированная комплектация (подвижных) минигрупп для организации индивидуальной коррекционной работы, составление календарного плана на основе индивидуального плана работы.
• Автоматизированное заполнение журнала посещаемости занятий на основе расписания и скомплектованных подгрупп (минигрупп) и журнала консультаций родителей.
• Автоматизация процесса комплектования индивидуальных домашних заданий воспитанникам и еженедельных заданий воспитателю.
II. Апробирование разработанной Системы, выводы об эффективности использования.
III. Обобщение и систематизация результатов внедрения Системы.
Проект реализуется поэтапно в течение 3 лет.
1 этап – анализ ситуации, вывод о необходимости разработки Системы, подготовка методической и технической базы – июнь-август 2016 года.
2 этап – разработка и первичное апробирование системы – 2016- 2017, 2017-2018 учебный год.
3 этап – обобщение и систематизация разработанных материалов, подведение итогов, выводы об эффективности использования Системы.
Программный продукт реализуется в среде Delphi XE3 с привлечением высококвалифицированного специалиста имеющего большой опыт в реализации подобных проектов. Система имеет удобный интерфейс и проста в использовании.
Персональные данные защищены паролем.
Система состоит из двух взаимосвязанных блоков:
• Диагностика;
• Коррекционная работа.
В перспективе рассматривается возможность внесения третьего блока – «Портфолио учителя-логопеда».
1 блок: «Диагностика».
На основе «Речевой карты» автора-составителя Н. В. Нищевой мы разработали протоколы обследования для средней, старшей и подготовительной группы. Протокол составлен таким образом, чтобы заполнять его учитель-логопед мог непосредственно в момент обследования ребенка. На основе заполненного протокола автоматически формируются:
• Речевая карта;
• Индивидуальный план работы;
На основе заполненных протоколов группы воспитанников автоматически:
• Комплектуются подгруппы для фронтальных занятий;
• Комплектуются минигруппы для индивидуальной коррекционной работы (на основе особенностей звукопроизношения);
• Составляется «Экран звукопроизношения»;
• Составляются «Диагностические карты количественных показателей результатов мониторинга» (на основе А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей»).
Таким образом, заполнив один документ (Протокол обследования, учитель-логопед получает разносторонние аналитические данные.
Данный модуль Системы представляет собой простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий формировать речевую карту ребенка, определять степень нарушения разных сторон речи ребенка, а также, отслеживать динамику его речевого развития и эффективность педагогического воздействия, и планировать коррекционную работу.
2 блок: «Коррекционная работа».
На основе полученных диагностических данных осуществляется планирование коррекционной работы, фиксируется результативность запланированных мероприятий.
Автоматизированная система ведения документации позволяет эффективно оптимизировать деятельность учителя-логопеда.