МААМ-картинки

Описание системы работы по теме «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации»

Галина Мишура
Описание системы работы по теме «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 «Сказка» с. Николина Балка

Описание системы работы по теме : «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации»

воспитателя МКДОУ ДС № 13 «Сказка» Мишура Галины Владимировны

с. Николина Балка

2017

Тема моей работы «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации»

Что такое дружба?

Публикация «Описание системы работы по теме „Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации“» размещена в разделах

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Наблюдая за детьми во время общения, я заметила, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.

Недостаточность знаний и навыков у детей дошкольного возраста в сфере коммуникативных отношений.

Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Цель моей работы научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Я очень хочу помочь детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Я поставила перед собой цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, поставила перед собой следующие задачи.

1. Систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками.

2. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.

3. Воспитывать уверенность в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

4. Обогащать словарь детей «вежливыми» словами.

5. Наметить и реализовать план работы, способствующий формированию и развитию коммуникативных способностей и дружеских отношений у детей. 6. Уточнить и закрепить представление детей о дружбе.

7. Воспитывать у детей умение по настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.

8. Способствовать созданию в группе атмосферы доброжелательности, благоприятного психологического климата, атмосферы добра, сердечности и любви.

За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба. Мы в группе разработали определенные правила дружбы.

• Не ссориться

• Уступать

• Просить прощения, если обидел

• Быть вежливым

• Не злиться

• Не жадничать

• Помогать друг другу

• Быть честным

• Быть внимательным

Основными условиями воспитания дружеских отношений у дошкольников являются :

• - создание эмоционально-положительного климата в группе;

• - моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

В своей работе я использую занятия в форме игровых ситуаций, «Круг приветствия, пожеланий» побуждает детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем, не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Огромное значение в воспитании дружеских отношений является

пример взрослого,

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому использую естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, пом. воспитателя. Обращаю внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждаю их так же общаться между собой.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия ко мне как к взрослому. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т. д. Я забочусь о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу. Детская совместная деятельность как средство нравственного воспитания.

Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?», приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, через

рассматривание картин, иллюстраций по теме «Дружба»

просмотру мультфильмов по сказкам В. Сутеева и про Кота Леопольда, про Фунтика, про Смешариков, а также «Ёжик в тумане», «Крошка Енот» и др.

Провожу беседы - предлагаю детям назвать известные им правила поведения, а также объяснить, как они понимают смысл этих правил; вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведению детей; - читаю неоконченный рассказ, в котором изображаются различные ситуации, - напоминающие реальные события, происходящие в группе; - предлагаю закончить рассказ по своему усмотрению, а затем мотивировать поступки героев.

Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности.

Проблемные ситуации Игровые задания «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Назови ласково героев сказки «Теремок». Света выходит в приемную и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света? «Назови ласково героев сказки «Теремок». «Помоги зайчишке придумать вежливое слово».

В моей работе очень помогают ситуативные игры – истории с элементами драматизации

Игры направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.

Основная задача, которую предстоит решать детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться.

Так же использую кукольный, и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые качества такие как доброта, вежливость, помощь, честность.

Очень помогают в моей работе тематические недели, я планирую беседы, игры «Что такое дружба, «В чем секрет настоящей дружбы», «Играем вместе»

Я учу детей приемам организации в игре, помогаю каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорю детям.

Большую роль в воспитании детей дружеских взаимоотношений отводится

чтению художественной литературы

Планируя тематические недели, я планирую чтение произведений по теме.

В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; А. В. Осеевой «Добрые слова» Е. Серовой «Нехорошая история» С. Погореловского «Подружимся - подружимся», «Ссора» Г. П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» сказка «Как светлячок друга искал» и др.

Большую роль на формирование отношения детей друг с другом оказывает сюжетно ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Включаясь в игру вместе с детьми, я показываю пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включаю куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Например пословицы о дружбе.

*Нет друга – ищи, а нашел – береги!

• Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло : разобьешь – не сложишь.

• Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты.

• Не тот друг кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

• Не имей 100 рублей, а имей сто друзей

Обращаю внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Очень помогают в воспитанию детей доброжелательных отношений

мирилки, поссорившись дети с удовольствием мирятся.

Мы с ребятами завели альбом «Что такое хорошо и что такое плохо»

В такие моменты, наблюдая за детьми, можно отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности.

Следующим этапом формирования дружеских взаимоотношений стал

Уголок друга, дети помещают туда своих друзей (игрушки) у каждого есть свой друг.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать, я предлагаю им

дома нарисовать портрет друга, дети с удовольствием рисуют не только игрушки, но и домашних животных (кошку, собаку)

Большая работа проводится с родителями по теме «По формированию дружеских взаимоотношений» Планирую Беседы «О доброте» Консультации родительские собрания «Воспитываем добротой» провожу совместные утренники, развлечения, домашние задания «Сделай подарок другу» «Нарисуй друга» «Вечер вежливости» Нарисуй доброго героя сказки Оформление альбома фотографий друзей ребенка; я считаю только совместная деятельность дает положительный результат.

Большую помощь оказывает музыкальный руководитель, совместные утренники, игры с музыкальным сопровождением, разучивание песен о «Дружбе», огромную помощь в воспитании детей доброжелательных отношений оказывает инструктор по физо, ежемесячно проходят спортивные праздники,

Ожидаемые результаты

- улучшение психологического климата в группе

- Повышение у детей уровня коммуникативных способностей

- умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

- внимательно и с уважением относиться друг к другу.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень игровой деятельности. 55 % детей показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу стали проявлять и малоактивные дети.

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети стали меньше конфликтовать друг с другом, более того, стали участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, если создаются следующие условия.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки»Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки» Как известно, 2015 год в России объявлен годом литературы. В нашем ДОУ по этому поводу был намечен план мероприятий, среди которых - создание.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание системы работы по теме «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации»
Опубликовано: 6 августа 2020 в 11:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание системы работы по теме «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников через игровые ситуации»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мишура в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД