Кабзарь Вера
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий детским дизайном
Государственное учреждение образования
«Санаторный ясли – сад № 13 г. Мозыря»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЗАНЯТИЙ ДЕТСКИМ ДИЗАЙНОМ»
Кабзарь Вера Анатольевна,
воспитатель дошкольного образования
1. Информационный блок
1. 1 Название темы опыта: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий детским дизайном».
1.2 Актуальность опыта
Публикация «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий детским дизайном» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
В настоящее время обществу требуются творческие инициативные личности, способные нестандартно мыслить, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что у детей есть огромное желание познавать окружающий мир, их мышление не зависимо и не зажато общепринятыми стереотипами.
В учебной программе дошкольного образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста [10, с. 242-246]. Ведь от того насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал ребенка, ставшего взрослым
Одним из средств развития творческих способностей в дошкольном возрасте является детский дизайн. Он обладает большими возможностями для развития творческих способностей детей, их приобщения к процессу создания своими руками полезного и красивого, в связи, с чем имеет большую развивающую и воспитательную ценность [5,с. 7].
Исходя из собственного педагогического опыта, работая с детьми среднего дошкольного возраста, обратила внимание, что у них слабо развито чувство цвета, ритма, симметрии; вызывает сложность самостоятельный выбор материала и его комбинирование; недостаточно развито умение создавать доступные объекты дизайна своими руками.
Также я заметила, что воспитанникам интересно экспериментировать с художественными материалами и техниками. Они напоминают игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
1.3. Исходя из данной проблемы, была определена цель опыта: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий детским дизайном.
1.4. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.4.1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
1.4.2. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду для развития воспитанников и самореализации их в различных видах творческой деятельности.
1.4.3. Разработать и применить в практике работы алгоритм действий по использованию разных художественных материалов и техник в процессе занятий детским дизайном для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
1.5 Длительность работы над опытом
Работа над опытом начата в 2017 году и продолжается до настоящего времени.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта заключается в использовании на занятиях детским дизайном разных художественных материалов и техник, способствующих развитию творческих способностей воспитанников среднего дошкольного возраста.
2.2. Описание сущности опыта
В основу опыта положены идеи Горбатовой Е. В. о том, что в настоящее время, инновационные процессы в области раскрытия творческого потенциала каждого ребенка способствуют изменению содержания и традиционных форм обучения в русле личностного ориентированного подхода, предоставляющее воспитаннику свободу самореализации [1, с. 3].
На подготовительном этапе проанализировала возможность использования разных художественных материалов и техник в процессе занятий детским дизайном для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач, мною были изучены требования учебной программы дошкольного образования [10,с. 246], методика дизайн-деятельности детей дошкольного возраста [7,с. 64].
Проблема развития творческих способностей в процессе занятий детским дизайном неоднократно рассматривалась в научных трудах белорусских авторов: Комоед Н. И., Горбатовой Е. В., Омелящик И. В.
Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать) – это преобразование окружающей среды, вид деятельности, направленный на преобразование, создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека [5,с. 5].
Детский дизайн – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества : рисование, лепка, аппликация, конструирование.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что - либо новое», – писал Л. С. Выготский.
На основе изученной литературы определила формы, методы и приёмы работы, активизирующие развитие творческих способностей, с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировав теоретический материал по данной теме, на следующем, практическом этапе, создала в группе благоприятные условия и соответствующую предметно-пространственную развивающую среду для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности. В «Центре творчества» сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна : различные виды бумаги и картона, природный материал, бросовый материал.
Разнообразие такого материала способствовало развитию у детей оригинальных идей, вызывало желание придумывать и применять творческие находки на практике.
Для того чтобы заинтересовать детей искусством дизайна, показать им интересные художественные образцы разных видов дизайна (плоскостной, объёмный, пространственный) изготовила альбом с разнообразными образцами объектов дизайна; каталоги различных художественных материалов и техник детского дизайна. В процессе рассматривания, обследования этих материалов у детей формировались такие понятия, как цветовое сочетание, форма, композиция, красота, удобство, польза для людей.
Для более плодотворной работы подобрала и систематизировала занимательный стихотворный материал по темам недели. Собрала фонотеку музыкальных произведений с записями классической музыки. Изготовила авторские наглядные пособия, позволяющие самостоятельно подбирать узор и объяснять алгоритм его выполнения («Танграм», «Витражи», упражняться в умении выкладывать готовые формы, создавать композицию («Укрась сервиз»).
Для реализации поставленных задач, разработала технологические карты занятий по образовательной области «Изобразительное искусство» (детский дизайн) (приложение 1, тематическое планирование занятий по образовательной области «Изобразительное искусство» (детский дизайн) (приложение 2, карты последовательности с поэтапным описанием выполнения работы (приложение 3).
Организуя работу с детьми среднего дошкольного возраста, знакомила их с разными направлениями дизайнерской деятельности :
- дизайн интерьера (сочетание эстетического, внешнего вида и функциональности элементов интерьера современной квартиры, детского сада);
- дизайн предметов бытового назначения (удобная и красивая одежда, обувь, ткани, игрушки);
- дизайн упаковки и печатной продукции (конверты, закладки, обёртки конфет, коробки для кондитерских изделий).
Для расширения представлений воспитанников о свойствах различных материалов и формирования навыков и умений при работе с ними в дальнейшем (для воплощения своих замыслов) использовала следующий художественный материал:
• Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами : штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, конструирование отдельных поделок из салфеток, бумаги и картона.
• Природный материал: аппликации из листьев, ваты, семечек, аппликация природными сыпучими материалами (опил, создание объемных поделок из шишек, каштанов и другого природного материала.
• Бросовый материал: аппликации из упаковочного картона; создание объемных поделок из пластиковых крышек, футляров от шоколадных яиц, пуговиц, палочек от мороженого, фантиков от конфет; работа с фольгой.
• Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету, кружево.
Наряду с традиционными активно использовала и современные материалы: фоамиран, цветной фетр, витражные и акриловые краски, синельная проволока, готовые формы из пенопласта, фольга, самоклеющийся декор. Дети упражнялись в умении работать с разными инструментами: фигурные ножницы и дыроколы, штампы.
С детьми среднего дошкольного возраста использовала следующие художественные техники детского дизайна :
Пластилинография – техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе. Занимаясь пластилинографией, дети упражнялись в умении не только создавать композицию, но и экспериментировали с цветом, формой, фактурой («Аквариум», «Рождественский венок»).
Бумагопластика – вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в моделировании из бумаги объемных композиций на плоскости и фигур за счет таких качеств бумаги как пластичность и способность сохранять заданный объем. В процессе изготовления поделок в технике бумагопластика детские руки становятся более ловкими, совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей («Банка с фруктами», «Тыква»).
Торцевание – создание объёмных картинок, декоративных элементов интерьера, открыток. Занятия торцеванием способствуют развитию у детей фантазии, творчества и сообразительности («Кактус», «Мимоза», «Снежинки»).
Паттерн – набор элементов в дизайне, повторяющихся в определенном порядке. Занятия в этой технике дают огромное поле для творчества — чередовать в определенной последовательности можно все что угодно («Букет для мамы из ладошек», «Новогодняя ёлка»).
Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка (обычно вырезанного) к предмету. Эта техника позволила нам создавать яркие, красочные поделки к праздникам («Новогодняя тарелка», «Пасхальные яйца»).
Знакомство воспитанников с новыми художественными материалами и техниками проводила постепенно. Использовались карты последовательности, которые способствовали развитию творческих способностей детей и их самостоятельности. Вначале демонстрировала новую технику (с новым материалом, мотивирую ребенка на освоение нового способа. При работе с новым материалом, предлагала воспитанникам поиграть с ним, покрутить в руках. Подумать, какой он? Что из него можно сделать и как это можно сделать? Старалась дать возможность высказаться каждому ребёнку. Например, прежде чем приступить к лепке подсвечника «Снеговик», мы с детьми замешивали солёное тесто, формировала умение делить его на части, формировать шары, колбаски, косы. Далее предлагала самостоятельное или совместное со мной экспериментирование с новым материалом, новым способом. В дальнейшем проводила апробирование и использование новых способов дизайна воспитанниками в самостоятельной или совместной со сверстниками, а затем и в свободной деятельности.
Наблюдая за тем, как у воспитанников растёт интерес к дизайнерской деятельности, планировала доступные проблемные ситуации с целью стимулирования творческого поиска. Например, в кукольном уголке ожидаются гости. Интересовалась у воспитанников: «Из чего мы можем изготовить ковёр?». Старалась всегда поддержать поисковую активность ребё нка: «а можно ещё и так…», «а как можно по-другому…».
Одним из существенных условий творческой активности воспитанников считаю мотивацию задания (зачем, для чего или для кого он выполняет работу). Например, подарки для близких людей ("Открытка для мамы", "Шарфик для бабушки", игрушки для театра ("Платье для Золушки", "Дворец короля"). Далее предлагала воспитанникам самостоятельно выбирать разные художественные материалы и инструменты. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Они могут перестраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата.
Я включалась в деятельность наравне с детьми, совместно анализировала, не мешала им обсуждать свои замыслы, обмениваться мнениями, задавать вопросы, помогать друг другу, не сдерживала их активности и инициативы. Формировала у воспитанников умение объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы.
Работу, проводимую с воспитанниками, строила поэтапно, по разработанному алгоритму (приложение 4). Все занятия строила по принципу «от простого – к сложному».
В начале занятия стремилась к созданию положительного эмоционального настроя на работу, старалась, чтобы его начало было необычным. Например, использовала сюрпризные моменты, когда к детям приходят известные и любимые герои (приглашали в гости Незнайку, Единорога, воспитанники знакомились с жизнью и творчеством художников, скульпторов. Осуществляла показ новых способов преобразования, старалась придумывать необычные задания, игровые ситуации («Как украсить сервиз?», «Почему цветы разного цвета?»)
Например, предлагала ограниченный набор красок и для достижения хорошего результата ребёнок должен смешивать их для получения оттенков. Экспериментируя с красками, формировала у детей умения создавать новые цвета и гармоничные цветовые сочетания. Для этого использовала наглядные материалы: цветовые модели «Гармоничные сочетания», а также настольно-печатные игры «Маленький Дизайнер», «Палитра», провела эксперимент «Цветная капуста».
Применяла художественное слово – вступительная беседа, чтение стихотворений, отгадывание загадок, музыкальные физкультминутки и пальчиковые игры, как эффективные методические приёмы приобщения воспитанников к занятию детским дизайном. Словесные методы и приёмы сочетала с наглядными (рассматривание иллюстраций, репродукций картин, образцов работ). Наглядность оживляла образовательный процесс, способствовала пробуждению у детей интереса к экспериментированию с художественными материалами.
В ходе проведения занятий, для снятия напряжения и усталости, не забывала об игре. Игровые моменты усиливают внимание, помогают детям расслабиться. Использовала дидактические игры, направленные на освоение таких средств художественной выразительности как цвет, форма, пропорция, композиция: «Составь портрет», «Палитра», «Цветные банки».
Перед продуктивной деятельностью проводила с детьми пальчиковые игры («Гости», «Моя семья», «Замок»). Это способствовало развитию умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Свою работу строила дифференцировано, учитывала особенности каждого ребёнка. Например, в работе с одним уделяла больше внимания развитию художественного восприятия, для других – акцент делала на самостоятельном выборе материала и его комбинировании. Поощряла даже за небольшие успехи.
Особое внимание уделяла анализу детских работ. Оценивала только тот результат, который достигался усилиями самого ребёнка, не сопоставляла результат деятельности с успехами других детей. При анализе работ, которые выполнены по собственной задумке воспитанника, подчеркивала их неповторимость, умение использовать разнообразный материал. Обязательно практиковала анализ работ в индивидуальной беседе. Из готовых работ организовывали тематические выставки, оформляли интерьер группы.
Проделанная мною работа показывает, что использование художественных материалов и техник в процессе занятий детским дизайном приводит к следующим результатам: не вызывает сложности смешивание цветов и их применение; воспитанники самостоятельно свободно выбирают и экспериментируют с различными художественными материалами и техниками; используют доступные виды изобразительной деятельности; самостоятельно украшают предметы разной величины.
2.3 Результативность и эффективность опыта
На заключительном, обобщающем этапе, провела анализ полученных результатов, пришла к выводу, что дети среднего дошкольного возраста, накапливая опыт экспериментирования, комбинируют техники и материалы, проявляют интерес к изготовлению поделок из различных материалов и используют их в разных видах деятельности, в оформлении интерьера.
К концу года воспитанники стали творчески подходить к выполнению работ: фантазируют, думают, ищут, пробуют; овладели и используют художественные материалы и техники в процессе занятий детским дизайном. Создают доступные объекты дизайна своими руками. Благодаря правильно подобранному материалу, творческой работе с ним, у воспитанников сформировались умения дополнять изображение деталями, комбинировать различные материалы. Работы детей отличаются творчеством и индивидуальностью (приложение 5).
3. Заключение
По использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, хотелось бы обратить внимание на следующее: в процессе работы с детьми необходимо создавать условия для творческого развития воспитанников, использовать художественные материалы и техники детского дизайна.
Опытом своей работы делилась с коллегами в рамках проведения недели творческого мастерства, на мастер-классе, на областном фестивале педагогических идей, на практических занятиях для студентов факультета «Дошкольное и начальное образование» учреждения образования «Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина», в средствах массовой информации (приложение 6).
В дальнейшем, планирую продолжить работу над данным опытом, разработать и систематизировать материал для создания педагогической копилки конспектов занятий по образовательной области «Изобразительное искусство» (детский дизайн) с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством использования различных материалов и техник в процессе занятий детским дизайном, с применением информационно–коммуникационных технологий.
Список использованной литературы:
1. Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста / Е. В. Горбатова – Минск «Адукацыя і выхаванне», 2012. – 71 с.
2. Дергачёва, Н., Богданова, А. Развитие творческих способностей дошкольников посредством специально организованной дизайн-деятельности / Н. Дергачёва, А. Богданова // Пралеска. – 2013. – №3 – С. 46-50.
3. Дизайн в детском саду : примерное перспективно-календарное планирование / сост. Т. А. Кругленя. – Минск: Зорны верасок, 2017.– 39 с.
4. Комоед, Н. И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности / Н. И. Комоед – Мозырь «Белый ветер», 2014. – 99 с.
5. Комоед, Н. И. Дизайнерская деятельность дошкольников / Н. И. Комоед – Мозырь «Белый ветер», 2011. – 70 с.
6. Омелящик, И. В. Рисование. Аппликация. Детский дизайн для фантазеров. / И. О. Омелящик – Мозырь «Белый ветер», 2009. – 139 с.
7. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О. Н. Анцыпирович, Е. В. Горбатова, Д. Н. Дубинина [и др. ].– 3 изд., стер. – Минск: Новое знание; М. :ИНФА – М, 2018.– 390 с.
8. Предметно - пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования / Н. А. Ковтун, Е. Н. Шутова. – Гомель, 2017. – 51 с.
9. Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / сост. М. А. Савицкая. – Мозырь: ООО ИД «»Белый ветер», 2012.– 134 с.
10. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. институт образования, 2019. – 480 с.