Елена Аржанникова
Описание опыта работы «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы, на тему «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника».
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь. А расширить достижения детства помогает проектный метод. Мой опыт показал, что использование метода проектов способствует формированию у дошкольников самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений.
Публикация «Описание опыта работы „Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника“» размещена в разделах
Метод проектов всецело соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые уже люди учатся играть, для того, чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Сейчас современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Но это требование не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение создавать и придумывать, наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях. В процессе работы я пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. Из этого я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки и т. д. Метод проектов я использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.
Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения и мышления детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Также я сделала вывод, на основе своей работы, что проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие мои воспитанники и я, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки своему ребенку и мне, но и стать непосредственным участником образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка. Я считаю, что такая деятельность очень помогает в работе с родителями, расширяет возможности, позволяет больше сблизиться с родителями и воспитателю и, конечно, детям в их совместной деятельности.
Я хочу отметить, что сущность проектной деятельности заключается в создании готового наглядного продукта. Ребенок видит конкретный результат своей деятельности, подтверждающий правильность выбранного решения и реализации идеи на практике. В результате этого приходит осознание необходимости обучения для жизни в обществе.
Спасибо за внимание!