Елена Заяц
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
СЛАЙД 2
Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
СЛАЙД 3
Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
СЛАЙД 4
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
СЛАЙД 5
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
СЛАЙД 6
4. Уподобление слогов.
СЛАЙД 7
5. Персеверации (циклическое повторение).
СЛАЙД 8
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
СЛАЙД 9
7. Контаминации (смешение элементов слова).
СЛАЙД 10
Причины нарушений слоговой структуры слова
-недостаточный уровень развития артикуляционных возможностей;
-нарушение слухового восприятия;
-недостаточный уровень развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, темпо-ритмической организации движений, способностей к серийно-последовательной обработке информации.
Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
СЛАЙД 11
Виды здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в формировании слоговой структуры слова:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Речевое дыхание
3. Пальчиковая гимнастика
4. Подвижные игры
5. Логоритмика
6. Психоречевая гимнастика
7. Физминутки
Рассмотрим каждый из видов :
СЛАЙД 12
1. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Слоговые колечки». Одновременно двумя руками. Большие пальчики обеих рук «здороваются» с каждым пальчиком, начиная с указательного. На слог ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
СЛАЙД 13
2. Речевое дыхание
Проговаривание с интонацией чистоговорки со звуком (Л)
ЛУ-лы-ды, лы-лы-лы- забивали мы голы,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла- не заметили стекла.
СЛАЙД 14
3. Пальчиковая гимнастика
«Эту мебель надо знать…»
Эту мебель надо знать:
(сжимать – разжимать кулачки обеих рук)
Стол, комод, диван, кровать.
(соединять последовательно пальцы обеих рук с большими)
На диване полежу,
(последовательно соединять пальцы правой руки с большим)
В шкаф одежду положу,
(последовательно соединять пальцы левой руки с большим)
На кровати буду спать,
(последовательно соединять пальцы правой руки с большим)
За столом могу писать,
(последовательно соединять пальцы левой руки с большим)
Если стану уставать,
(сжимать-разжимать кулачки обеих рук)
Сяду в кресло отдыхать.
(сжать левую руку в кулак, приложить к ладошке правой руки- «кресло»)
СЛАЙД 15
4. Подвижная игра «Мы ребята мастера»
Цель: Координация речи с движением. Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.
Мы ребята – мастера.
Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво,
Отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали.
Мастера смотреть позвали.
СЛАЙД 16
5. Логоритмика
Называние мебели и ее частей проговорить, правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог- хлопок ладонями, на ударный слог – хлопок по коленям: э-та-ЖЕР-ка, ТУМ-боч-ка и т. д.)
СЛАЙД 17
6. Психоречевая гимнастика
Логоритмическое упражнение
Цель:Согласование речи с движением.
«кулак-ребро-ладонь» :
Тук да тук, тук да тук –
Раздается звонкий стук.
Это не плотник и не маляр,
Это работает ловкий столяр.
СЛАЙД 18
7. Физминутка «Много мебели в квартире»
Раз, два, три,четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире.
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Много мебели в квартире.
Все авторы отмечают необходимость проведения целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
СЛАЙД 19
Спасибо за внимание!