Ольга Владимировна
Использование дидактических игр при формировании экологической культуры ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Паспорт проекта…2
2. Актуальность (проблема….4
3. Анализ внешней и внутренней среды….4
4. Цели и задачи проекта…. 9
5. Участники и их роль в реализации проекта…. 10
6. Ресурсы проекта…10
7. Механизм реализации проекта…11
8. План реализации проекта….12
9. Ожидаемые результаты…. ….16
10. Перспективы дальнейшего развития проекта…. 16
Список литературы…. 17
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1- Паспорт проекта
Название проекта «Ребенок и природа»
Публикация «Использование дидактических игр при формировании экологической культуры ребенка» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Тема проекта Использование дидактических игр при формировании экологической культуры дошкольника
Автор проекта Кочеткова Ольга Владимировна
Место реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Березка» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Проблема, на решение которой направлен проект Проведенная диагностика показала недостаточный уровень развития экологической культуры подготовительной к школе группы.
Высокий уровень – 10%
Средний уровень – 50 %
Низкий уровень – 40%
В связи с такими показателями возникла необходимость разработки проекта.
Цель проекта Повысить уровень экологической культуры у детей подготовительной к школе группы
Задачи проекта 1. Развивать уровень экологической культуры детей подготовительной к школе группы.
2. Продолжить воспитывать любовь к природе и бережливое отношение к ней.
3. Формировать знания о природе посредствам дидактических игр экологического содержания.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Участники проекта 1. Воспитанники подготовительной к школе группы.
2. Родители воспитанников ДОУ.
3. Воспитатель Кочеткова Ольга Владимировна
Сроки реализации проекта С 01.09.2018 по 31.12.1018 (средней продолжительности)
Ожидаемые результаты У детей подготовительной к школе группы повысится уровень экологической культуры. Воспитанники будут более бережно относится к природе. Повысится интерес к дидактическим играм, направленным на повышение знаний о природе. Повысится компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.
2. Актуальность (проблема)
Дидактическая игра является одним из ведущих видов деятельности для детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это эффективное средство формирования личности дошкольника в процессе обучения. С помощью дидактической игры у детей развивают сенсорные (чувственные) ориентации детей, наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, умение считать, формируют экологические знания и умения, ответственное отношение к окружающей среде. Такой способ будет очень актуальным при формировании экологической культуры у детей любого дошкольного возраста. Дети, играя в увлекательные игры будет узнавать, что-то новое и формировать положительное отношение к природе.
Актуальность, на сегодняшний день вопроса охраны окружающей среды стоит очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще в дошкольном возрасте. В данном возрасте начинает формироваться мировоззрение и при достаточном уровне знаний у ребенка будет правильное отношение к природе.
3. Анализ (внешней и внутренней) среды
Современная система дошкольного образования считает наиважнейшим создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
В дошкольном возрасте закладывается базовая основа культуры личности, формируется целостная картина мира, в реальной деятельности приобретаются достоверные знания об окружающем. Ведущая цель воспитания - всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе.
В Чувашской Республике оказывается содействие в подготовке педагогических кадров, разработке образовательных программ и обеспечении учебно-методическими материалами дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, находящихся за пределами Чувашской Республики и реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования на чувашском языке или осуществляющих преподавание и изучение чувашского языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Обучение в МБДОУ «Детский сад №7 «Березка» осуществляется на двух государственных языках: русском и чувашском. Вопросы языковой политики в области образования в Чувашской Республике регулируются Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и Законом Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике».
Микрорайон в котором располагается МБДОУ «Детский сад №7 «Березка», один из самых крупных в городе Новочебоксарск и очень быстро развивается. Вокруг детского сада расположены другие образовательные учреждения: МБДОУ №2,№1,МБОУ «СОШ №19».
Недалеко от ДОУ находится «Ельниковская роща» куда дети с удовольствием ходят на экскурсии, а взрослые участвуют в различных спортивных соревнованиях.
Но не многие задумываются о правилах поведения в природе. Забывают, что мусор необходимо выбрасывать в урну, вырванные цветы и сломанные ветви деревьев могли быть очень полезными для маленьких жителей рощи.
Так же хочется отметить, что в городе нет, парков и эко скверов где бы дошкольники могли знакомится с флорой родного края. Возможно было бы целесообразно открыть ботанический сад с экзотическими растениями такое место так же необходимо для знакомства детей с опасными и полезными видами растений нашей планеты.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 7 «Березка» города Новочебоксарска Чувашской Республики, осуществляет свою деятельность с 1993 года. Сегодня в учреждении функционируют 14 разновозрастных групп с общим количеством 340 детей. 32 педагога проводят работу по развитию, воспитанию, обучению и укреплению здоровья доверенных им ребят.
Образовательная деятельность в МБДОУ «Детский сад № 7 «Березка» города Новочебоксарска Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151, зарегистрированными в Минюсте РФ 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303, которая строится на основе следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Березка» города Новочебоксарска Чувашской Республики на учебный год, годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием непосредственно образовательной деятельности, рабочими программами специалистов.
Подготовительные к школе группы дополнительно к основной программе, так же занимаются по различным направлениям, таким как парциальная модульная образовательная программы дошкольного образования «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров» дети в группе «Почемучки» обучаются с применением программы «Социокультурные – истоки», в группе «Веселая мастерская» высокие интеллектуальные результаты показывают дети занимающиеся по методике В. В. Воскабовича. У детей по мимо занятий с воспитателями, так же есть возможность посещать платные образовательные услуги по различным направлениям.
Детский сад, так же сотрудничает с различными организациями:
1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Анатолия Ивановича Андрианова» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
3. Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 «Солнечный город» общеразвивающего вида Цивильского района Чувашской Республики
4. Библиотека им. Носова город Новочебоксарск Чувашская Республика.
5. МБУ «Историко-Художественный Музейный Комплекс» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
В групповом помещении находится множество различных материалов для ознакомления детей с природой. У воспитанников имеются различные дидактические игры («Где что зреет?», «Кто где живет?», «Как вести себя в лесу?»)
В уголке природы находится различные растения, и дети с удовольствием за ними ухаживают. Совместно с воспитателем проводят эксперименты по выращиванию различных злаковых культур на разных видах почвы. В группе также находится детский микроскоп, и дети могут рассмотреть листья растений в разрезе, изучить их строение. Такой вид исследовательской работы очень нравится детям.
В книжном уголке достаточно много развивающих книг по ботанике, а так же художественной литературы таких известных авторов как: Л. Толстой, М. Пришвин, К. Паустовкий и многие другие. У детей большой интерес к изучению данной литературы.
В групповом помещении создана галерея картин в которой представлены репродукции картин: «Золотая осень» И. И. Левитан, «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкин, «Грачи прилетели» А. К. Соврасов и многие другие.
С целью проверки уровня знаний в области экологической культуры у детей подготовительной группы был проведен мониторинг с использованием методики О. А. Соломенниковой:
В мониторинге приняли участие 22 ребенка. Высокий уровень знаний показали 10 % - данный показатель очень мал. Средний уровень знаний был у 50 % воспитанников. Оставшиеся 40% воспитанников показали низкий уровень знаний. Такие показатели подтверждают актуальность выбранной теми проекта.
4. Цели и задачи проекта
Цель: повысить уровень экологической культуры у детей подготовительной к школе группы
Задачи:
1. Развивать уровень экологической культуры детей подготовительной к школе группы.
2. Продолжить воспитывать любовь к природе и бережливое отношение к ней.
3. Формировать знания о природе посредствам дидактических игр экологического содержания.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
5. Участники проекта
Таблица 2- Участники проекта
№ п/п Участник проекта Количество
1 Воспитанники подготовительной к школе группе группы № 1 «Почемучки» 25
2 Родители воспитанников подготовительной к школе группы № 1 «Почемучки» 40
6. Ресурсы проекта
Кадровый потенциал:
1. Воспитатель-наставник;
2. Воспитатель;
Материально-техническая база:
1. Предметно – пространственная развивающая среда;
2. Технические средства обучения:
- Компьютера
- Принтер,
- Телевизор,
- Мультимедийная установка
3. Дидактический материал
Информационное обеспечение :
1. ФГОС ДО.
2. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаевой.
3. Разработки наставника в области экологии
7. Механизм реализации проекта.
Таблица 4- Механизм реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Воспитанники:
-Проведение мониторинга уровня знаний
- Проведение беседы
Родители:
-Проведение беседы
-Проведение родительского собрания
-Анкетирование
Воспитанники:
-Проведение экскурсий
-Проведение бесед
-Проведение дидактических игр
-Показ спектакля
-Организация фотовыставки
Родители:
-Проведение акции
-Создание тематического фотоальбома. Воспитанники:
-Поведение повторного мониторинга уровня знаний
-Осенний бал
-КВН «Знатоки природы»
Родители:
-Проведение мастер-класса
8. План реализации проекта
Таблица 5- План проекта
Этап Наименование мероприятия Срок Место проведения мероприятия Ответственные
Подготовительный Работа с воспитанниками:
- Проведение диагностики по методике О. А. Соломенниковой (Приложение № 1). 1 неделя сентября
Групповое помещение Воспитатель
-Беседа на тему: «Что и как влияет на живую природу?». 1 неделя сентября
Групповое помещение Воспитатель
Робота с родителями:
-Анкетирование 1 неделя сентября Групповое помещение Воспитатель
-Беседа «Экологическое воспитание дошкольников» 2 неделя сентября Музыкальный зал Воспитатель
-Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание в семье» (Приложение № 2) 3 неделя сентября Групповое помещение Воспитатель
Основной Работа с воспитанниками:
-Беседа на тему: «Наш дом природа» 2 неделя сентября Групповое помещение Воспитатель
-Экскурсия по экологической тропе детского сада 3 неделя сентября Территория ДОУ Воспитатель
НОД по теме «Наш лес. Как себя в нем вести?» с использованием дидактических игр : «Природа и человек», «Нади свое дерево», «По муравьиной тропе». 4 неделя сентября Групповое помещение Воспитатель
-НОД по теме «Как растут растения» с использованием дидактических игр : Что было бы, если из леса исчезли…», «Ты маленькое дерево». 1 неделя октября Групповое помещение
Воспитатель
-Оформление фотовыставки «Я часть природы»
2 неделя октября Холл ДОУ Воспитатель
-Показ спектакля «Природа мой лучший друг» 3 неделя октября Музыкальный зал Воспитатель
-НОД по теме «Птицы» с использованием дидактических игр : «Прилетели птицы», «Совы и вороны», «Слепая курица». 4 неделя октября Групповое помещение Воспитатель
-Экскурсия в зоопарк Ельниковской рощи 1 неделя ноября Территория Ельниковской рощи Воспитатель
Работа с родителями:
-Акция «Села батарейка» 2 неделя ноября Групповое помещение Воспитатели
-Создание фотоальбома «Растения нашего края» 3-4 неделя ноября Групповое помещение Воспитатель
Заключительный Работа с воспитанниками:
Воспитатель
-Повторная диагностика 1 неделя декабря Групповое помещение
-Экологический праздник «Зимний бал» 2 неделя декабря Музыкальный зал Воспитатель
Работа с родителями:
Проведение мастер-класса «Подари старой вещи новую жизнь» 3 неделя декабря Групповое помещение Воспитатель
9. Ожидаемые результаты
У детей подготовительной к школе группы повысится уровень экологической культуры. Воспитанники будут более бережно относится к природе. Повысится интерес к дидактическим играм, направленных на повышение знаний о природе. Повысится компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Актуальность данного проекта подчеркивает важность формирования экологической культуры уже в дошкольном возрасте. Дети в таком возрасте уже формируют свое мировоззрение и отношение к различным темам. Закладывая правильный настрой, дети выберут правильную модель поведения с природой. Важно также и обучение детей поведение в природе в случае чрезвычайных ситуаций.
В перспективе развития проекта планируется привлекать детей старшей и средней возрастной группы, а также привлечение педагогов для повышения их педагогического мастерства.
Планируется использование более современных ИКТ технологии для еще большего повышения заинтересованности детей и родителей темой экологической культуры.
Данным проектом могут воспользоваться педагоги других детских садов. Результаты проекта буду освещены на педагогическом совете и опубликованы в сети интернет.
Список литературы
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
5. Зебзеева В. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» В. Зебзеева Дошкольное воспитание. -2006.-№7.-С. 75
6. Николаева Т. Экология детства Т. Николаева Дошкольное воспитание. -2006.-№7.-С. 115
7. Янакиева Е. К. Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.– № 11.–С. 116–118.
8. Юрова Л. И. Занятия по экологии в подготовительной к школе группе//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2008.– № 5.– С. 48– 54.– Игра-путешествие в пустыню; Дарьюшкины легенды; Птицы; Животные, которые нам не нравятся.
9. https://vip.1obraz.ru/ - электронный журнал
10. https://www.edscience.ru/jour - электронный журнал