МААМ-картинки

Формирование основ экономического воспитания у старших дошкольников в условиях детского сада

Наталья Устинова
Формирование основ экономического воспитания у старших дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада.

В последнее время образование чутко реагирует на социальную ситуацию, появляются новые модели школ, детских садов, вводятся новые образовательные услуги, контакт педагогов с родителями становится более тесным и содержательным. Педагоги стремятся соответствовать требованиям внешней среды и, в свою очередь, активно менять её.

Публикация «Формирование основ экономического воспитания у старших дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети.

Современную жизнь можно оценивать по-разному, но то, что она весьма активна и непредсказуема, согласится каждый. Как сориентироваться ребёнку в этой непростой жизни? Как быть с той экономической информацией, которой дети овладевают самостоятельно на житейском, часто искаженном уровне. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Наша задача помочь нынешним дошкольникам жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно, чем предыдущие поколения. Убеждена, что в этом им поможет экономика. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика? Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные «экономические» процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых. Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому- то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья – это «реальная экономика», и в ней «…дети не учатся жить, а живут…» (Е. А. Аркин.) Конечно, ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому и удивительному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Чтобы обеспечить максимальную активность детей в процессе познания экономики, привить интерес к экономическим знаниям, сделать их более доступными и понятными, я решила развивать элементарные экономические знания детей посредством обогащения различных видов детской деятельности.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, способность распознавать чувства других людей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда детей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей от 5 до 7 лет.

4. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». «Экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, рациональность, практичность.

6. Развивать логическое мышление, способность к умозаключению, формировать память.

Эффективность работы во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Система педагогического взаимодействия:

*1блок – специально организованное обучение: комплексно-тематические занятия, беседы, наблюдения, экономические развлечения и вечера досуга.

Это такие занятия, как «Уроки Гнома Эконома», «Интересные покупки», «Как Миша понял, что такое биржа и кто такой брокер», «В гости к Гному Эконому и Фее Экологии», «В гостях у семьи Экономистов», «Петушок и бобовое зёрнышко» и др. В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Мы проводили наблюдения за работой повара, плотника, шофёра, врача и др. В этих наблюдениях дети расширяют свои знания об орудиях труда, узнают о разнообразии инструментов, учатся с уважением относиться к труду взрослых. Перед играми я проводила разнообразные беседы, где уточняла и расширяла представления детей об особенностях профессии, о результатах труда, об истории жизни вещей. Особое отношение к рукотворному предметному миру и к человеку — творцу этих вещей возникает тогда, когда детям раскрывается «история жизни» вещей, их происхождение, изменение, преобразование. В этом случае дети не только осваивают предметный мир, но и познают безграничность творчества человека, его способность к созиданию. Предметный мир - это результат деятельности людей; в изготовление каждого предмета, вещи вложены усилия (интеллектуальные, физические, творческие) многих людей; надо ценить и уважать людей, способных к мастерству, творению красоты, приносящих радость детям и взрослым. Через особенности созданного взрослыми предметного мира, правил обращения с предметами.

Интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка – это развлечения: «На острове «Заплуталия». Вечера досуга «Аукцион», интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», “Экономический” КВН и др., которые проводила с детьми моей группы. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особенную действенность, активизирует мыслительную деятельность, смекалку, творческие способности детей.

*2блок – совместная деятельность педагога и детей: проблемные и игровые ситуации, логические задачи, кроссворды, чтение художественной литературы, беседы, игровые инсценировки, разные виды игр, все виды трудовой деятельности.

В начале своей работы я провела диагностику умений и навыков воспитанников на предмет усвоения основных экономических понятий и выявила, что отвечали только нате вопросы, которые были им знакомы по личному опыту, испытывали затруднения при выполнении некоторых заданий, в использовании “экономической” терминологии.

Опрос проводила по следующим вопросам:

1. Назови полное имя бабушки и дедушки.

2. Кем работают папа и мама?

3. Что делают родители на работе, в чём состоит их труд?

4. Чем отличается магазин от рынка?

5. Что такое супермаркет?

6. Для чего появились деньги?

7. Как в кошельке появляются деньги?

8. Что такое рациональность?

9. Что такое валюта?

10. Для чего нужна реклама?

11. Что такое экономика?

12. Назови крупные предприятия нашего города.

Я условно отнесла ответы детей к соответствию высокому уровню развития в том случае, если ребёнок мог дать чёткий полный ответ на вопрос; к среднему уровню развития, если ребёнок даёт приблизительный ответ, способен ответить при помощи наводящих вопросов; к низкому уровню развития, если ребёнок затрудняется ответить, даёт примерный ответ при помощи наводящих вопросов.

Высокий уровень - 6 человек (30%)

Средний уровень - 13 человек (65%)

Низкий уровень - 1 человек (5%)

Основная форма обучения – это игра. Сделать экономику понятной детям помогают сюжетно-дидактические игры. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. С детьми я проводила такие игры, как «Кондитерская фабрика», «Рекламное агентство», «Салон красоты», «Супермаркет» и др. В этих играх дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. В дидактических играх «Кто что делает?», «Назови профессии», «Какие бывают доходы?», «Магазин игрушек», «Назови монету», «Наоборот», «Что быстрее купят?» и др. - уточняли и закрепляли представления детей о мире экономических явлений, терминах. С детьми играла в экономические игры – «Как поступить», «Выгодный заказ», «Заработанные деньги» и др., с решением проблемной ситуацией. В этих играх раскрывала детям зависимость цены товара от количества, вложенного в него труда, уточняла знания о видах товаров, воспитывала навыки и привычки культурного поведения. Чтение художественной литературы помогает существенно расширить кругозор детей. Поэтому в группе организовала библиотечку “Гнома Эконома”, где поместила прочитанные сказки с содержанием на экономические темы. Книги: «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского, русские народные сказки «Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев и др. В прочитанных сказках, мы вместе с детьми обсуждали создавшиеся проблемные ситуации, искали выход, разрешали эти ситуации. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

*3блок – самостоятельная деятельность детей: разные виды игр, изо деятельность, конструирование, строительная, театрализованная, музыкально-театрализованная, трудовая деятельность, сбор различных коллекций для обмена между детьми.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра – это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. Комплексно-тематические занятия, проведённые с детьми, помогли мне интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности: художественно-творческую, трудовую, театрализованную, строительную. Дети в играх учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Такие как «Менеджер», «Бухгалтер», «Артист», «Сапожник», «Спасатель». Продуктивная деятельность детей направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности. Дошкольники изобретали игровые деньги, товарные знаки, рисовали рекламы и т. д. В деятельности дети осваивали структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляли процессом преобразования материалов в продукт труда. Из дома ребята приносили различные коллекции (календари, детские журналы, вырезанные картинки, наклейки, разноцветные гелиевые ручки, машинки и др.). Рассматривали их, беседовали, использовали в своей деятельности, проводили обмен, «заключали» договор об обмене.

Процесс экономического воспитания детей моей группы я осуществляла через различные формы его организации, использовала разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Это помогало мне, проявить своё творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным для детей.

В своей работе я использовала следующие темы: «Моя семья» (семейная экономика, «Мир денег» (деньги, цена, «Мой город» (производство полезных товаров, «Мир товаров «(основы маркетинга, «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дети знакомились с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от предметно-развивающей среды, в которой оно происходит. При организации развивающего пространства группы с экономической направленностью был использован принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, что, обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием. Проблема возникла с оформлением экономической игротеки. Дело в том, что очень трудно подобрать необходимые дидактические игры, так как игры для дошкольников с экономическим содержанием не пользуются популярностью у производителей. Многие дидактические игры и пособия были созданы воспитателями и родителями группы. «Семейный бюджет», «Валюта разных стран», «Предприятия моего города», счётный материал в виде монет разного номинала и другие игры и пособий карты, схемы районов города и ближайшего окружения ребенка, маршрут путешествия в страну Экономию, рекламное агентство «Бельчонок», сюжетно-ролевая игра «Банк», театр гнома Эконома и др.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Поэтому для детей организовала экономическую игротеку «В гостях у гнома Эконом». В игротеку поместила дидактические игры: «Узнай, какая профессия?», «Маленькие покупки», карту-схему прихода воды в дом, «живые картинки»«Капа и Капельки», лабиринт «Найди не выключенный прибор», карту-схему «Путешествие в городе», также подобрала оборудование к ролевым играм. Всё это позволило ребёнку проявить свою самостоятельность, утвердить себя, как активного создателя. Тема экономического воспитания многогранна и сложна, поэтому я в своей группе составила “Экономический словарик”, в который вписывали новые и непонятные слова, дети имеют к нему свободный доступ и по желанию могут прочитать в нём непонятное или понравившееся слово.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, на всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Родители, по результатам опроса, в основном, признают необходимость и полезность экономического воспитания, но не содействуют приобщению старших дошкольников к миру экономики. Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты, и будет способствовать более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Поэтому я информировала родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей через папку-раскладушку «Экономика для дошкольника», через родительские собрания: «Дети и реклама», «Детские потребности».

Предлагала помочь в организации развивающей среды в группе – изготовить и принести оборудования для ролевых игр. Создать дома развивающую среду, изготовить вместе с ребёнком игрушечные деньги для игры в магазин, карту покупок, составить карту-схему электроприборов в квартире и др.

Сходить с ребёнком в магазин – посмотреть стоимость товара, обсудить дома семейный бюджет, объяснить детям сложные слова, пословицы и поговорки.

Вся работа по экономическому воспитанию дала к концу года следующие результаты – дети стали проявлять положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечать на вопросы, проявлять любознательность; использовать в речи экономические термины; проявлять упорство. Таким образом, подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что благодаря четко организованной работе, работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников.

Воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи и предметы, пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки. Дети познакомились с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути. Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.

Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.

Велико значение экономики и для формирования логического нестандартного мышления, памяти, воображения.

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов План по самообразованию на 2017 – 2018 г. Тема: «Гендерное воспитание дошкольников.

Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Дипломная работа на тему «Формирование полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада» ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У МАЛЬЧИКОВ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ 1.1Анализ психолого-педагогической литературы.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников Введение. Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию.

Формирование основ экологического воспитания посредством сенсорного развития Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания Тема: Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания. План: 1. Теоретические подходы в экономическом.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Отчет «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 95» Ленинский район, г. Саратов Отчет по самообразованию воспитателя средней группы №3 «Гендерное воспитание.

Самообразование «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» Гендерное воспитание – это.

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экономического воспитания у старших дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 7 октября 2018 в 07:23
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ экономического воспитания у старших дошкольников в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Устинова (УИ 1352814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД