МААМ-картинки

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Татьяна Зимина
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учитывая требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников детского сада, экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Так как оно приближает ребенка не только к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества. Потребность в этом была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

Публикация «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах

На первый взгляд может показаться, что понятия «экономика» и «дети» не совместимы. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он соприкасается с социальной действительностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.

Учитывая интерес детей к различным экономическим процессам с одной стороны и отсутствие целенаправленного экономического воспитания с другой стороны, послужило причиной для углубленного изучения мной данной проблемы.

Несомненно, проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказку. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

Цель экономического воспитания детей дошкольного возраста – познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.

Помогут раскрыть эту цель следующие задачи:

-Формировать экономическое сознание детей посредствам сказки.

-Учить решать в сказке простейшие экономические задачи.

-Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас.

-Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).

-Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.

Одним из главных критериев нового стандарта является социализация. Поэтому нужно стараться, чтобы дети усвоили моральные и нравственные ценности, становились более самостоятельными, целенаправленными в собственных действиях, развивали общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.

Сделать экономику понятной для детей помогают сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в супермаркет»,»Магазин игрушек», «Путешествие наших писем», «Кукла заболела», «Моя новая прическа».

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе сюжетно-дидактической игры: «Купи другу подарок», «Хочу и надо», «Кто, что производит», «Моя реклама», устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.

И, конечно же, помогают детям в освоении многих экономических понятий – сказки. Существует несколько групп сказок :

Сказки о купле - продаже : «Мальчик - с – пальчик», «Чудесная рубашка».

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха»);

Сказки, отражающие труд людей: «Терем – теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», здесь тоже целый клад для экономического воспитания. Идея такова, что труд украшает человека, что в итоге делает его счастливым и богатым.

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» : («Муха – цокотуха», «Приключения Буратино», «Волшебное кольцо»).

Понятие товар раскрывается в сказке К. Чуковского «Федорино горе».

Очень помогают в работе сказки Э. Успенского, «Трое из Простоквашино» и др., где с детьми можно рассмотреть различные экономические ситуации.

Эти сказки можно использовать в образовательных ситуациях как интегрированный момент.

Например: математика – тема: «Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию сказку «Приключения Буратино» - где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет. Можно обсудить ситуацию, а правильно ли поступил Буратино, продав свой букварь, который купил ему папа Карло.

Рассматривая тему о свойствах и качествах предметов, дети, на примере сказки «Три поросенка», выбирают из какого строительного материала можно построить прочный дом, обследуя при этом солому, прутья, кирпич, дерево, объясняя при этом свой выбор.

На развитие речи – можно обсудить с детьми сказку «Муха – цокотуха». Что нашла Муха – цокотуха? Где купила муха самовар? Для чего она купила самовар? В этой игровой ситуации дети учатся правильно строить диалог, правильно отвечать на вопросы, произносить звуки, правильно строить предложения и рационально тратить деньги.

Социальный мир. Знакомство с профессиями происходит на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом людей, учатся ответственно относится к качеству продуктов труда, ценить и уважать разные профессии.

На занятиях по окружающему миру можно включить беседу: «Как домовенок Кузя, учил беречь природу, не выходя из квартиры, т. е. он призывал к тому, что нужно экономить электричество, воду и газ. Это все наша природа, без которой мы не можем обходиться.

Из примеров видно, что сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества и помогают детям в усвоении экономических понятий.

Но работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Ведь семья - это реальная экономика, и в ней дети живут. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно. Родители должны чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, знакомить со своей профессией.

Им необходимо рассказать, что семейный бюджет складывается из денег, которые получают члены семьи (зарплата, пенсия, стипендия). Ребенок должен с раннего возраста понимать, что просто так деньги никому не дают, они зарабатываются. Говорить с детьми об экономических понятиях, конечно, нужно на доступном ему языке.

Работе с родителями я уделяю особое внимание и использую следующие формы: анкетирование, консультации, совместные открытые мероприятия, педагогические беседы.

Для того чтобы детям были более интересны и понятны экономические понятия можно использовать компьютерную игру: «Распредели правильно семейный бюджет». Цель, которой - расширить представление детей о доходах и расходах (обязательные и необязательные).

Задачи игры следующие:

- учить работать на компьютере;

- развивать представление о рациональной трате денег;

- воспитывать бережливость, хозяйственность;

Во время игры, детям предлагается распределить семейный бюджет. Перед детьми на компьютере изображены два квадрата: синий и красный; карточки с расходами.

При помощи мышки дети переносят на красный квадрат необходимые расходы, а на синий квадрат менее важные расходы. Дети с большим интересом и удовольствием самостоятельно распределяют доходы семьи. В завершении игры дети с азартом обсуждают свои результаты.

Используя разнообразные формы и методы работы в этом направлении, ребенок приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

В результате дети научатся: различать виды потребности (Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определять зависимость цены товара от его качества и количества, уметь определять семейный бюджет и его составные: доход и расход.

Эта работа в этом направлении поможет детям правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно, так как дети это будущее нашей страны.

В. В. Путин в стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, говорил, что только подрастающее поколение способно совершить экономические преобразования, обеспечить бурный экономический рост и качественно изменить уровень жизни в стране.

Список используемой литературы:

Беляева Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / дисс. канд. пед. наук МГПУ —М., — 2008г.

Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / сост. О. И. Меньшикова — М. : Просвещение. —1993г.

Смоленцева А. А «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику» / С. П. б. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС» - 2002г.

Шатов А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? / А. Д. Шатова // «Дошкольное воспитание» — 1989. —№ 8.

Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика / Обруч. — 1999г. — № 1.

Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика / Программа. — М., —1996г.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика» : Для детей младшего и среднего школьного возраста / — М., — 1992г.

Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой — М. : Просвещение, — 1986г.

Публикации по теме:

Игра как средство нравственного воспитания дошкольников «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников» Выступление на педчасе Подготовила и провела: Воспитатель: Семейкина.

Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Презентация методического проекта «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Актуальность темы Cказки, прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольниковРусская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с природой начинается с самого.

Сказка как средство воспитания толерантного отношения к сверстникам Сказка как средство воспитания толерантного отношения к сверстникам. «Красный пингвинёнок» Далеко на севере, там где ветер обжигает лицо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 11:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зимина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД