Галина Жеребятьева
Охрана певческого голоса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана певческого голоса детей дошкольного возраста.
Галина Жеребятьева
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Публикация «Охрана певческого голоса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивая певческие навыки детей, я не забываю о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте требует к себе бережного отношения, так как анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Поэтому задача охраны детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Слежу за тем, чтобы дети пели легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него «устаёт» голос, а «уставший» голос звучит тяжело, не выразительно… В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.
Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, я стараюсь оберегать его от распространённой в последнее время манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение – крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Считаю необходимым постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению, пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, постоянно напоминаю о вреде пения на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Поэтому не забываю о продуманном подборе музыкального материала – репертуаре, который соответствует певческим возрастным возможностям детей.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. Учёные – исследователи считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы педагоги – практики Н. А. Метлов, Е. С. Маркова и другие, предлагая интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте от 4 – 5 лет детские голоса звучат ненапряжённо, естественно в пределах «ре – си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребёнка. Дети в возрасте 4 – 5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяя движение мелодии вверх – вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Распевки «разогревают» певческий аппарат, с их использованием легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.
Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Несколько советов взрослым, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу :
- не пойте громко;
- не пойте очень быстро и не слишком медленно;
-пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни – оживлённо;
- пойте чаще;
- разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
-помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.