Ольга Тюхина
Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
21.03.2019
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка;
с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят :
-создание материально-технических условий в ДОУ;
Публикация «Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ» размещена в разделах
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
-организация полноценного питания и рационального режима дня;
- создание оптимальной двигательной деятельности детей;
- организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- диспансеризация и медицинский контроль;
- работа по формированию здорового образа жизни;
-работа с родителями.
Физкультурно-оздоровительная работа не может состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования и содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Физическое воспитание детей В МАДОУ № 13 направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия с осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Используемые формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, и другие.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала, спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей. Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления.
В ДОУ обеспечена оптимальная двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния детей, естественная биологическая потребность в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию.
К ней относится:
Утренняя гимнастика
Физическая культура
Подвижные игры
Гимнастика после дневного сна
Спортивные игры и упражнения
Кружки
День здоровья
Олимпиады
Прогулки-экскурсии
Занятия по ОБЖ
Спортивные праздники
Развлечения
Спортивные досуги
В ДОУ проводятся профилактические мероприятия - совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья детей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.
К ним относятся: витаминотерапия, употребление в пищу чеснока и лука, полоскание горла солёным раствором витаминизация настоями трав, гимнастика для глаз, коррекционно-развивающие занятия у психолога, занятия по ОБЖ.
Помимо традиционных форм оздоровления, которые повышают устойчивость ребенка к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся: полоскание горла отварами трав, фито чай витаминный, фитонцидотерапия (лук, чеснок, коррекционные физкультминутки, коррекционная гимнастика, подвижные игры с элементами основных видов движений, спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т. д.
Существуют нетрадиционные формы оздоровления, которые помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма: музыкотерапия, аутотренинг, психотерапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, «Дорожки здоровья», элементы дыхательной гимнастики, релаксация, игрогимнастика, игротанец, ароматотерапия.
Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания: солнечные ванны, ходьба босиком, облегченная одежда детей, мытье рук, лица, шеи прохладной водой, сон без маек, полоскание горла настоями трав, обтирание тела и др.
Мониторинг, диспансеризация – это система медицинского контроля за ростом и развитием детей.
Основная цель работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей.
От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.
Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Остановимся подробнее на формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Ежедневно во всех возрастных группах организовываются такие формы физического воспитания детей как :
• утренняя гимнастика в зале или на воздухе в зависимости от сезона;
• разнообразные подвижные игры в течение всего дня;
• закаливающие процедуры.
В соответствии с учебным планом дошкольного учреждения проходят
занятия по физической культуре (групповые и подгрупповые). Дни здоровья, физкультурные праздники и досуги, туристические походы проходят в соответствии с планом проекта «Маленький турист».
По мере необходимости организуется индивидуальная работа, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Ежедневно утреннюю гимнастику проводит инструктор и физического воспитания и воспитатели. Утренняя гимнастика проходит с музыкальным сопровождением. Также гимнастика используется в процессе организации динамических пауз.
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Подбирая комплексы утренней гимнастики обращаю внимание, на то чтобы они были направлены на различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
При проведении утренней гимнастики в помещении строго соблюдаются гигиенические правила. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание, в спортивной обуви. Утренняя гимнастика в группах раннего и младшего дошкольного возраста проводится воспитателями игровой форме, подбираются сюжетные комплексы либо упражнения имитационного характера.
Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Физкультурное занятие состоит из трё х частей: вводной, основной и заключительной. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят ору, основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты. Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.
В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и дети ОВЗ при организации физкультурных занятий осуществляется индивидуальный подход с учётом их диагнозов.
Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) осуществляется в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и задач, решаемых на занятии.
Индивидуальная работа - направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Организация активного отдыха доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания. В нашем дошкольном учреждении организуются физкультурные досуги и развлечения, прогулки - походы на спортивные объекты, планируются туристические походы.
Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности; включаются подвижные игры, аттракционы, эстафеты.
Особенно интересно проходят спортивные мероприятия с участием родителей. На таких соревнованиях обязательно присутствуют веселье, радость. Складываются хорошие дружеские доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, у детей между собой.
День здоровья – это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Когда день здоровья проходит в нашем дошкольном учреждении, то его активными участниками становятся все субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги и другие сотрудники.
Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках физкультурно-оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия дошкольного учреждения с родительской общественностью.
Тема 2.2.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется всем коллективом сотрудников дошкольного учреждения.
Заведующая дошкольным учреждением создает необходимые условия, осуществляет общее руководство и контроль качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Старший воспитател) дошкольного учреждения осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует различные формы повышения квалификации педагогов в области физической культуры дошкольников, приобретает необходимую методическую литературу.
анализирует эффективность физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями.
систематически узнает наиболее интересный опыт работы других дошкольных учреждений, использование нестандартного оборудования, применение инновационных оздоровительных технологий.
Медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:
• Комплексную оценку состояния здоровья детей : сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций;
• Закаливающие процедуры;
• Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение санитарно-гигиенических условий содержания помещений, предупреждение переохлаждения и перегревания детей, формирование культурно-гигиенических навыков;
• Лечебные мероприятия;
• Медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями: допуск детей к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, качественная и количественная оценка эффективности физкультурного занятия.
Воспитатель работает в тесном контакте со специалистами по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
• Утреннюю гимнастику;
• Физкультминутки;
• Подвижные игры;
• Упражнения между занятиями и на прогулке;
• Бодрящую гимнастику;
• Самостоятельную двигательную деятельность детей.
Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботиться о соблюдении гигиенических норм в помещении и на участке, чистоты и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, помогает подготовить детей к физкультурному занятию, к прогулке, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
Музыкальный руководитель и другие специалисты обеспечивают на занятиях охрану здоровья детей, взаимодействуют со специалистом по физической культуре в организации комплексных занятий, участвуют в подготовке и проведении физкультурных праздников.
Инструктор по физической культуре
отвечает за организацию всей физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В его обязанности входит:
• Определение и реализация целевых установок, содержания и методики образования дошкольников в области физической культуры;
• Применение средств и методов определения и оценки физического состояния детей в условиях дошкольного учреждения;
• Консультирование родителей и педагогов дошкольного учреждения по проблемам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в области физической культуры;
• Осуществление мероприятий по профилактике заболеваний дошкольников средствами физической культуры;
• Применение средств и методов двигательной реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
• Организационное обеспечение процессов обучения, воспитания и развития дошкольников в области физической культуры.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что построить эффективную систему физкультурно оздоровительной работы в ДОУ возможно лишь в тесном взаимодействии всех сотрудников детского сада. Это трудоемкая и сплоченная