Альбина Трунаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром природы и формированию экологических знаний у детей «Весенние голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весенние голоса»
Составила воспитатель Трунаева А. С.
Форма НОД : приключения в сказочном лесу.
Цель: развитие познавательной, речевой, двигательной активности
Программное содержание:
Образовательные: Продолжать закреплять умения различать сезонные изменения в природе весной. Расширять представление об особенностях внешнего вида перелетных птиц. Учить понимать образный смысл загадок
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Развивающие: Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы, моторику речевого аппарата, эмоциональность и образность восприятия звуков природы. Воспитательные: Закладывать основы экологического воспитания. Воспитывать чувство любви к родной природе, учить замечать красоту природы;
Словарная работа: «набухает почка», «журчит»"гнездо", "скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "журчит","ласточка"," скворец","стайки ".
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.
Прослушивание аудиозаписей "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".
Загадывание загадок.
Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др.
Материал и оборудование:
Презентация «Как к нам пришла весна»
Звуковая фонограмма явление природы.
Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
Изображения птичьих гнезд.
Шкатулка, цветок.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте подарим им свои
улыбки и поприветствуем всех. Покажем нашим гостям, как мы научились красиво и правильно говорить, как умеем смотреть и слушать. Ведь мы с вами многому научились, мы выросли.
Скажите, ребята, какое время года к нам пришло? (весна). А когда приходит весна, после какого времени года? (после зимы)
(Раздается стук в дверь.)
Воспитатель: Ой. к нам кто-то пришел! Это почтальон! Принес письмо для вас, ребята, от старичка Лесовичка! (Читает письмо) :
-Ребята. Помогите! В мой лес не пришла весна! А почему, я не знаю. Помогите! Вот такая грустная картина у меня в лесу! (Включается презентация «Как к нам пришла весна» показывается картина с изображением леса: в небе нет солнца. На земле снег. Деревья без листьев)
Воспитатель: Ребята посмотрите на картину, природа спит в этом лесу. Кругом весна, а здесь? А кто же разбудит все кругом? Чего здесь не хватает? (солнышка).
Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку позвать солнышко в его лес!
Какое стихотворение про солнышко вы знаете? (Дети хором читают стихотворение с показом движений)
Солнышко- колоколнышко, выгляни в окошко,
Погрей нас немножко! (хлопаем по предплечьям рук)
Твои детки плачут, по камушкам скачут! (хлопаем по коленям)
Солнышко- колоколнышко, выгляни в окошко,
Погрей нас немножко!
(щелк- появляется на картине солнышко)
Воспитатель: Ну вот, солнышко светит. Давайте поиграем в игру «Какое солнышко весной?»
(Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч, задает вопрос «Какое солнце весной?»)
Дети:Круглое, Теплое, Лучистое, Ласковое, Весеннее, Горячее, Желтое, Яркое, Большое.
Воспитатель: Да, правильно. Молодцы! Солнышко у нас весеннее, давайте поможем ему разбудить весь этот лес! Поможем? (Да) Ну, тогда в путь! (под музыку дети идут и повторяют слова)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки (маршируем по залу друг за другом)
Раз-два, раз-два. (шагают по кругу)
Через лужу - переходим. (идут высоко поднимая колено)
Через ямку- скок. (прыжки на 2х ногах)
Бух – упали. (присели)
Куда ж мы попали? (встали)
Шли мы, шли.
На полянку пришли.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а под пеньком шкатулка спрятана. Видно она не простая, а волшебная, (прислушиваюсь к шкатулке) : Ой, здесь слышны голоса, наверно они нам должны помочь разбудить лес!
Дети присаживаются на стульчики-пеньки
Воспитатель: Тишина! Надо, что бы природа услышала весенние голоса : «Пора! Пора! Можно расти! Весна пришла!» Приоткрою я шкатулку и послушаем немножко, произойдет волшебство. Вы же, ребята наблюдательные. Все замечаете. что на улице происходит. А вот сумеете ли весну услышать? Давайте проверим. А потом расскажите, какие голоса вы услышали. (Открываю шкатулку,включается а/запись «Звуки и голоса природы» : шум дождя, шелест травы, журчание, капель, жужжание насекомых, голоса птиц).
После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
Воспитатель: Ой, ребята после ваших рассказов о весенних голосах произошло чудо- сюрприз в шкатулке! Посмотрите, что это?
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький
Прячется в валежник
Беленький (подснежник)
Дети:
- Подснежник
Воспитатель: Правильно, это подснежник, он самый первый расцветает весной. Теперь мы сможем превратить нашу картину в весенний пейзаж! Давайте я начну, а вы продолжите рассказ о весне. А весенний цветок вам поможет.
Игра «Закончи предложение»
Далее воспитатель начинает предложение, а дети его самостоятельно заканчивают и воспитатель оформляет весеннюю картину.
-Погода весной (какая)
-Снег весной (что делает) (щелк – появляются проталины)
-Ручьи весной (что делают) (щелк- бегут ручьи)
-Почки на деревьях (Что делают) (щелк- появляются листья)
-Листочки на деревьях (что делают)
-Весной травка вырастает (какая) (щелк –растет трава)
-Насекомые весной (что делают) (щелк-летают насекомые)
-Весной птицы (что делают) (щелк- птицы летают)
(На деревьях появляются листочки, на земле прорастает травка, летают насекомые, птицы поют).
Воспитатель: Вот мы помогли солнышку, разбудили деревья, травку, насекомых, птиц. Но что-то на нашей полянке скучно без щебета птиц. Давайте их оживим, они запоют каждый свою песенку, если вы все знаете о них.
Подвижная игра "Птички-невелички".
Воспитатель предлагает стать детям в круг.
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно одеть волшебные шапочки и отгадать загадки:
Надо произнести волшебные слова.
Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)
И быстро в птичку превратись!
Воспитатель: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке) Молодцы, правильно, это весенние птицы! Птички летают где захотят, но друг с другом не сталкиваются, как только я скажу: «как скажу птички в стайке полетели- полетите друг за другом, птички зернышки клюют-приседаете, птички в гнездышки летят- каждая птичка летит к своему гнезду.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
Птички в стайки полетели (дети должны выстроется друг за другом и бежать легким бегом по кругу)
Птички в гнездышки присели (каждый подбегает к фотомакету гнезда птиц, обозначенной соответствующей картинкой для каждой птицы)
Итог игры:
Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птички? Где дом грача?
Где живет скворец? А где ласточкин домик? Каждая птичка нашла свой дом?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, молодцы, вы все знаете. А как называется дом птицы? (гнездо) Ой, ребята, а в шкатулке опять сюрприз- птичка-невеличка.
(воспитатель достает птичку, которая подражает пению птиц)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? А картина наша теперь вам нравиться? Наша картина преобразилась. Какая теперь наша картина? (весенняя). Помогли мы с вами старичку-лесовичку? (Да) Что мы сделали (Разбудили природу от сна). Молодцы!
(щелчок –включается видео обращение старичка Лесовичка, где он благодарит ребят, сообщает что в лес пришла весна)
Воспитатель: Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите,а в волшебной шкатулке появилася сюрприз для вас -угощение. (смотрят, находят конфеты).