Ольга Зорина
Консультация для воспитателей детских садов «Охрана детского голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и
великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Именно он
может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в
будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом
правильно.
Голосовой аппарат – это легкие, бронхи, трахея, гортань, носовая и ротовая полости. Воздух преобразуется в звук, проходя через связки, которые находятся в гортани. К краям гортани связки прикрепляются специальными вокальными мышцами. Связки соединяются, а вокальные мышцы при этом растягиваются. Таким образом, вокальные мышцы оказываются «помощниками» связок.
Публикация «Консультация для воспитателей детских садов „Охрана детского голоса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Охрана голоса ребенка. Консультации
- Темочки
Вокальные мышцы формируются лишь к 5 – 6 годам и заканчивают свой рост к 11 – 12 годам. До этого времени ребенок поет за счет натяжения голосовых связок, также надо отметить, что область верхних резонаторов (усилителей звука) – носовая полость – начинает свое развитие с 3-х лет, придаточные пазухи носа – с 6 лет. Поэтому громкое звучание детского голоса достигается за счет натяжения голосовых связок, имеющих длину всего несколько миллиметров.
Приведенный ряд особенностей детского голосового аппарата свидетельствует о том, что голосовой аппарат дошкольника очень нежен, хрупок, требует бережного обращения.
Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие.
Детский голос обладает особыми качествами,
отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки
короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое
звучание детских голосов. Легкие у детей также малы по своей емкости,
поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное пение губительно отражается на
голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что
он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и
переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые
связки, но и понижают слух.
В первую очередь надо обращать внимание на разговорную речь ребенка, она должна быть спокойной. Нельзя петь на улице зимой или в сырую погоду, давать детям пить холодную воду в момент разгоряченного состояния горла, есть мороженое. Надо следить за тем, чтобы дети пели спокойно, без надрыва и крика. Необходимо удерживать ребят от форсированного пения, громкие звуки отрицательно влияют на диапазон голоса, снижая его чувствительность. Мы в детском саду по разделу «Пение» ведем работу над расширением диапазона детского голоса, используя специальную литературу. Некоторых родителей беспокоит фальшивое пение детей, они объясняют его плохим слухом ребенка. А причина фальшивого пения в другом. Просто у малыша небольшой диапазон голосовых возможностей. При систематической работе дети достигают правильного чистого интонирования. Иногда ребенок поет фальшиво из-за нарушения слухового аппарата или болезней носа и горла. В этом случае необходимо обратиться к отоларингологу и воспользоваться его советами. Здоровый голосовой аппарат помогает ребенку близко соприкоснуться с музыкальным искусством, способствует развитию музыкального вкуса ребенка. Родители должны всячески способствовать развитию этих качеств. Во многих семьях любят русские народные и эстрадные песни, часто и охотно их поют. Хорошо, когда среди голосов взрослых слышны голоса детей. Однако, не следует забывать, что и дома ребенок должен слышать правильное пение.