Харайданова Алира Алексеевна
Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Хотим с вами поделиться созданием и оформлением игровых уголков и зон в наших группах. Наша главная цель: это создание комфортного пребывания детей в детском саду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту детей, их интересам и потребностям. Все групповое пространство должны, распределены на центры и игровые зоны. Все зоны спланированы так, что каждый ребенок может найти место, удобное для игр и занятий по своему желанию. Игровые уголки могут находится предназначенном для свободной деятельности детей, часть на полках и стеллажах. А еще надо помнить, что все, что предназначено детям, должно быть расположено на уровне их роста, чтобы с любой полки ребенок мог подойти и взять игрушку. Если это демонстрационный материал (плакаты, стенды) его рекомендуют располагать на уровне глаз детей.
Публикация «Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» ноябрь 2023
1) Уголок художественного творчества
«Юный художник» Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Для этого должны быть необходимые изобразительные материалы. Работы детей могут украшать группу. Если есть выставка детских работ.
2) Книжный уголок
В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы. А также можно добавить детских писателей.
3)Уголок природы
Наши задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
В природной зоне воспитатель проводит с дошкольниками наблюдения, опыты и занятия природоведческого характера. Для этого воспитателю понадобится:
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
- календарь погоды;
- комнатные растения;
- макет аквариума;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на подоконнике»;
- стол времен года, на котором присутствуют атрибуты текущего сезона.
4) Уголок для сюжетно-ролевых игр
Центры для сюжетно ролевых игр разделены, имеются две большие зоны для игр мальчиков и девочек. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, для сюжетно-ролевых игр двухместный автомобиль. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Магазин» итд. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Для игры детей имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек. Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики : шкафчик с посудой, кухонная плита, наборы фруктов и овощей, стиральная машина, столик. Кукольная кровать, шкаф для одежды кукол, коляски.
В группе расположена зона для игры «Парикмахерская», где имеется трюмо с зеркалом, стульчик и наборы игрушек для работы парикмахера (фен, расчески, плойка, ножницы, заколки). Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
5) Музыкальный уголок можно пополнить атрибутами, музыкальными инструментами, чтобы наши дети могли самостоятельно развивать свое творчество, могли импровизировать, придумывать свои песенки, свою музыку. А также можно изготовить инструменты-самоделки.
6)Театральный уголок — любимый воспитанниками всех групп. Театрализованная деятельность объединяет детей интересными идеями и возможностью проявить себя.
Воспитатели вместе с воспитанниками или через родителей можете изготовить костюмы, атрибуты и декорации к представлениям, которые впоследствии становятся «богатством» и гордостью детского сада.
7) Создавая математический уголок нужно обеспечить детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми.
В старших группах предусмотрены материалы для развития элементарных математических представлений и подготовки к обучению грамоте (настольно-печатные игры с цифрами и буквами, школьные принадлежности, печатные буквы, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусами и т. д.).
В младших группах математический центр- это специально отведенное место, тематически оснащенное играми пособиями, материалами.
8) Уголок конструирования занимает немного пространства и при этом мобилен. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность. Здесь нужно положить наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы; - строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины- игрушки для обыгрывания построек.
9) Рекомендую оформить уголок экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой, как в старших группах, так и в младших. При его организации нужно учесть возрастные особенности детей.
10) Рекомендуем создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой удобный для него момент может отлучиться. Этот уголок может представлять собой вигвам, шалашик, домик рекомендую постелить на пол подушки, чтобы времяпрепровождение в нем стало наиболее комфортным. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия — уголок отдыха (уединения).
11) Спортивный уголок гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе помогает воспитателю разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.
12) Уголок сенсОрного развития и восприятия Комплектация зоны сенсорно-моторного развития : вкладыши разной формы и размера, игры-шнуровки разного вида, простые и объёмные лабиринты, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры. А можно изготовить игры и пособии своими руками.
13) Уголок патриотического воспитания. В нем находятся: символика страны, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы страны; литература по патриотическому воспитанию. Уголок дежурства. Можно создать а так же уголок именинника.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Сегодня больше свободы мы даем детям, но это не означает, что в группе должно быть хаос, беспорядок: (КАРТИНА)
Воспитатель координирует, создает условия, направляет детей. Если развивающая предметно-пространственная среда будет организована в соответствии с образовательной программой, то результаты не заставят себя ждать – на выходе из детского сада мы увидим ребенка, который проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, способен выбирать себе род занятий, договариваться, учитывать интересы и чувства других. И это ценно.
Созданная богатая предметно-развивающая среда, ее насыщенность, доступность вызывает у детей чувство положительного отношения к детскому саду, желание посещать его, побуждает к активной творческой деятельности.
И благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно- развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся участниками педагогического процесса.
Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители нашей группы - это незаменимые наши помощники.
Еще хотелось бы отметить, что ежегодной традицией нашего детского сада это конкурсы, выставки, утренники, развлечении итд. Основная цель таких мероприятий – это укрепления детско-родительских отношений. По мимо этого наши родители принимают активное участие в различных развлечениях, конкурсах.
Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
В конце хочу сказать, пусть все ваши замыслы, идеи, инициативы и устремления направленные на создание счастливого детства – увенчаются успехом! Наша любовь к детям, профессионализм и многолетний опыт сделают мир лучше!
Всем, спасибо за внимание!