ЛЕНА БОЛГАРИНА
Сценарий для родителей «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребёнка и его здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье»
Форма проведения: Лекция – беседа с элементами тренинговых игр.
Цель: Определить влияние родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье.
Задачи:
1. Понятие и виды депривации
2. Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте.
3. Мини-дискуссия. Знание родителей о методах воспитания детей.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
4. Упражнение в парах. Показать влияние родительского отношения на развитие ребенка, выраженное в установках и реакциях.
Раздаточный материал
1. Пословицы.
2. Подсказки-установки
3. Буклеты.
«Ребенок вырастает человеком там,
где царит надежда на лучшее, а не
страх перед худшим»
С. Соловейчик
Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Добрый день. Сегодняшнее наше мероприятие мы хотим начать с разминки.
Разминка «Алексей, апельсин, Амстердам»
Каждый из вас по очереди представляет себя с помощью триады, в которой:
- первое слово-имя, второе -любимое блюдо, третье слово-название города. Все три слова начинаются с той буквы, что и имя участника, к тому же нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!
Ведущий: Все чаще приходится сталкиваться с такой современной бедой нынешнего времени – родители совершенно не хотят заниматься воспитанием своих детей, отстраняются от воспитания, мотивируя это тем, что они работают, у них нет времени, они не знают, что делать с их непослушным ребёнком (подростком) и т. п. А порой, родители просто живут своей жизнью, так как будто у них нет ребёнка. Живут в своё удовольствие, очень часто злоупотребляя алкоголем. В связи с этим дети испытывают депривацию, со стороны родителей – недополучают элементарного внимания, заботы, ласки, общения, Любви!
Слайд-2. Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.) либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.
Родительская депривация выражается в недостаточном воспитании, заботе, эмоционально тёплого и близкого общения, Любви и ласки (гипоопека, либо гиперопеки над ребёнком, либо отсутствия единого воспитательного стиля у родителей (всё это в авторской интерпретации – синдром «недолюбленности»).
Слайд3 Дети, у которых наблюдается синдром недолюбленности, в эмоциональной сфере наблюдается непонимание (и нарушения) ребёнком социальных норм и правил поведения, невротические реакции, неврозоподобные состояния; истерические реакции на неудовлетворение их желаний; повышенная эмоциональность, раздражительность, возбудимость, при бедности эмоциональных реакций; повышенный или пониженный эмоциональный фон.
Слайд-4. Исследования показывают, что у детей с синдромом «недолюбленности» наблюдается повышенный уровень заболеваемости вирусными, респираторными заболеваниями, хроническими соматическими и психосоматическими заболеваниями, психическими отклонениями. Именно среди таких детей наблюдается повышенный процент самоубийств, саморазрушительного поведения, алкоголизации, наркомании, преступления с особой жестокостью.
И естественно, в эмоциональной сфере таких детей наблюдается заниженная самооценка, эгоцентризм, высокомерие, самомнение, ощущение безысходности, фатальности, комплекс мученика и жертвы, непринятие себя и нелюбовь к себе.
Хотелось бы также отметить, что при синдроме недолюбленности очень часто страдает мотивационная сфера. У таких детей отсутствует либо снижена мотивация, в частности к обучению. Часто такие дети апатичны, безынициативны, пессимистичны - всё это прямое следствие недолюбленности и недопонятости родителями!
Ведущий 2: Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка.
Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.
Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок являются пословицы и поговорки, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. (Подсказки-пословицы-раздаем)
Слайд 5. Установки возникают повседневно. Они формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Ведущий 1. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Престижные установки родителей, не ориентированные, не адаптированные возможностям конкретного ребенка, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности. (напрмер- Ничего не умеешь делать, неумейка!", контустановка-"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".)
Позитивные или положительные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей.
Эти положительные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень, а могут быть завышенными или заниженными. Опыт общения с детьми вырабатывает умение с первого взгляда оценивать основные особенности ребенка: в его поведенческом аспекте почти безошибочно проявляется интеллектуальное и психологическое состояние.
Как ребенок говорит, как он здоровается (или не здоровается, как смотрит, как общается - все это говорит о его развитии.
Завышенные амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости. Психологи могут выявить депривацию ребенка в семье различными проективными методами, методами опроса, наблюдения и обследования семьи.)
Мини-дискуссия.
Ведущий: А теперь вспомните, пожалуйста, какие установки вам давали ваши родители? Мы начинаем, а вы продолжаете. (Учись хорошо, станешь человеком, Ты всегда делаешь плохо)
- Как вы видите, есть положительные и отрицательные установки.
(Ответы участников)
Слайд 6. Вывод: Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям: ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Слайд 7. Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом можно не удивляться, если вам не нравиться, что ребенок отделяется от вас, становится скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе.
Упражнение «Контрустановки»(Работа в парах)
Ведущий 1Мы сейчас в парах проиграем ситуации с установками. Один из вас будет говорить положительные установки, а другой - отрицательные установки. Потом мы обсудим наши ощущения.
Участники находят себе пары и поочереди называют друг другу негативные, а напротив называют положительные.
Обсуждение.
1. Что вы чувствовали когда вам давали отрицательную установку?
2. Что вы чувствовали когда вам давали положительную установку (А эти слова ласкают душу ребенка)
Выводы:
Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Слайд 9. Упражнение «Поддержка»
Ведущий: Для следующего упражнения нам нужны 3 участника-оратора
(приглашаем их к себе и выводим их за дверь)
Ведущие с остальными участниками договариваются как воспринимать речь ораторов: 1 оратора-доброжелательно, 2-холодно-ухмылками, 3- половину доброжелательно, а половину-ухмылками.
По окончанию игры ораторы делятся своими ощущениями:
Ведущий: Расскажите о ваших ощущениях? Что вы чувствовали когда вас так приняли коллеги? Обсуждение что такое моральная поддержка?
Моральная поддержка Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы - прием, особенно необходимый в подходе к робким, застенчивым, замкнутым детям. Он полезен в обращении с трудными учащимися, которые потеряли авторитет в коллективе,
Слайд 10, .Лечение последствий родительской депривации
Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:
• Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений.
• Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
• СЛАЙД 11. Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
• Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
• Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которых легче налаживается общение, дружба.
• Прогноз, профилактика и диагностика.
Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов.
Диагностика. Применяется при выявлении депривации ребенка в семье проективные методы, методы наблюдения, опроса.
Слайд 12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно говорить о том, что психическая депривация оказывает крайне негативное влияние на развитие и формирование личности ребёнка. Каждый отдельный вид депривации влечёт за собой самые разнообразные последствия, среди которых можно выделить: затруднение адаптации в социуме, сложность установления эмоционального контакта с близкими людьми и бедность эмоциональных проявлений, трудность самораскрытия и самореализации, многочисленные внешние и внутренние конфликты, агрессию, задержку в интеллектуальном и физическом развитии, а также неврозы различной тяжести, депрессию.
Установки для игры в парах
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь
1."Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет. ". Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
2."Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. "Счастье ты моё. радость моя!"
3."Плакса-Вакса, нытик, пискля!" Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. "Поплачь, будет легче. ".
4."Вот дурашка, всё готов раздать. ". Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. "Молодец, что делишься с
другими!".
5."Не твоего ума дело!" Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. "А ты как думаешь?".
6."Ты совсем, как твой папа (мама). ". Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. "Папа у нас замечательный
человек!" "Мама у нас умница!"
7."Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
8."Не кричи так, оглохнешь!" Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!".
9."Неряха, грязнуля!" Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. "Как приятно на тебя смотреть,когда ты чист и аккуратен!"
10"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
11."Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
12" Жизнь очень трудна: вырастешь -узнаешь!" Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. "Жизнь интересна и прекрасна!
Всё будет хорошо!".
13."Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. "Иди ко мне, давай во всём
разберёмся вместе!"
14."Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. "Давай немного оставим папе
(маме).
15."Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. "На свете много готовых тебе помочь. ".
16."Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. "Как ты мне нравишься!".
17."Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. "Смелее, ты всё можешь сам!".
18."Всегда ты невовремя подожди. ". Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. "Давай, я тебе помогу!"
19."Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!" Отсутствие самоконтроля, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. "Держи себя в руках, уважай
людей!"