Получи документы

Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста

Малявко Ольга Николаевна
Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительского общения.

Публикация «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств, в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.

Над проблемой семьи и личности дошкольника работали такие ученые, как: Гербарт И., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А, Коменский Я. А., Ушинский К. Д., а также современные исследователи Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, А. З. Шапиро, Е. О. Смирнова, Н. Ю. Синягина, Е. И. Захарова, Э. Арутюнянц, И. М. Марковская, Н. А. Рождественская и многие другие.

Положительное воздействие семьи на нравственное воспитания ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в нравственном воспитании детей, сколько может сделать семья.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребё нка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи.

Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, следует обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, слабо поддающиеся коррекции в подростковом возрасте, и тем более у взрослого человека.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребёнка в семье и его дальнейшее развитие.

Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка.

У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения, взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития. эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И. М. Марковская)

Роль взрослого состоит в том, что он должен так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую он вначале осуществляет, превратилась бы в саморегуляцию и самоорганизацию ребенка. Для того чтобы взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия, исходя из двух оснований: уровня наличного развития ребенка, и уровня его ближайшего развития. Цели и задачи могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Определение целей и задач развития предполагает ориентацию взрослого в фактах, закономерностях и механизмах психического развития ребенка, и в основных показателях развития в определенном возрасте.

Исходя из вышеописанных теоретических положений, можно утверждать, что на процесс взаимодействия будет оказывать влияние представление взрослых о ребенке, о себе как родителе, а также представление о своей роли в жизни ребенка, то есть значимым становится то, на что ориентируются взрослые в процессе взаимодействия. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.

У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т. д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года – внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание.

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте :

• опыт общения ребенка с родителями;

• опыт общения со сверстниками;

• индивидуальный опыт общения;

• его умственное развитие.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т. к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.

Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка, формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

В 6-7 летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т. д. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний. Это значит, что если несколько раз подряд ребенок испытывает неудачу в какой-то ситуации, то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису семи лет.

Существует два условия гармонии детско-родительских отношений : любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.

Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.

Первая задача – создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.

Вторая задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

Другим условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т. д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.

Исследовав теоретическую литературу по проблеме влияния родительско - детских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.

Список используемой литературы

1. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет) : Дис. канд. псих. наук. - М., 2004. – 176 с.

2. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В. В. - М., 2008. - 387 с.

3. Белобрыкина О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2015. – 395 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. – 387 с.

5. Варга А. Я., Столин В. В. Дела семейные. – М., 2014. – 297 с.

6. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2015. – 396 с.

7. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2014. – 396 с.

8. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. – С. 34-56.

9. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2012. – 499 с.

10. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2009. – 289 с.

11. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2015. – 396 с.

12. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2014. – 399 с.

13. Липкина А. И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.

14. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 2000. – 395 с.

15. Орлов А. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2016. – 290 с.

16. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 2006. – 470 с.

17. Попов О. Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2013. – 386 с.

18. Репина Т. А., Стеркина Р. В. Общение детей в детском саду и семье. - М., 2006. – 396 с.

19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2006.

20. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.

21. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2006. – 254 с.

22. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2014. – 199 с.

23. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2016. – 296 с.

24. Спиваковская А. С. Как быть родителями. – М., 2015. – 297 с.

25. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. -2015. - № 5. – С. 67-88.

26. Шевцова И. В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2010. – 390 с.

27. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2014. – 384 с.

28. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А. С. Кошелевой. - М., 2009. – 376 с.

Публикации по теме:

Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена.

Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?»Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Тренинг детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи:.

Консультация для родителей «Особенности детско-родительских отношений в современной семье» Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.

Программа развития детско-родительских отношений «Давайте общаться» Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» Название: Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ.

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений.

Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Новогодние узоры» Цель: Способствовать гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: 1. Развивать коммуникативные умения. 2. Создание атмосферы эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2018 в 12:58
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Малявко Ольга Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД