Наталья Андреева
Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Времена года»
Цель Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники
Интегрируемые образовательные области Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно -эстетическое развитие.
Формы организованной образовательной деятельности Беседа, составление описательного рассказа, разгадывание загадок, разучивание считалки, художественно - творческая деятельность.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи совместной деятельности взрослого и ребёнка Образовательные:
1. Закреплять представления детей о временах года.
2. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу (описание времён года, описание животных).
3. Упражнять детей в образовании однокоренных, сложных слов с использованием коллажа.
4. Помочь детям в разучивании считалки с опорой на мнемотаблицу.
5. Упражнять в кодировании признаков животного с фиксацией его на мнемодорожке.
Развивающие
1. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать.
2. Учить делать выводы, обобщать высказанное.
3. Развивать познавательный интерес, память.
4. Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.
Воспитательные
1. Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, не толкаться и др.)
Оздоровительные
1. Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, через организацию разумного чередования статических и динамических видов деятельности
Обогащение словаря Водопад, водолаз, наводнение, водопровод.
Активизация словаря Водичка, дикие животные, хищники, времена года, считалочка.
Оборудование Демонстрационное
Мнемотаблицы времён года: лето, осень, зима.
Коллаж «водных» слов.
Мнемотаблица считалочки.
Мнемодорожки с загадками о медведе, белке и «пустая» мнемодорожка.
Схемы весны (для составления мнемотаблицы о весне).
Раздаточное
1. Цветные карандаши (на каждого ребёнка)
2. «Пустая» мнемодорожка (на каждого ребёнка).
Ход ООД.
1.Организационный момент.
Педагог начинает вывешивать мнемотаблицы с описанием времён года: зима, лето, осень, прибегая к помощи детей, тем самым привлекая их внимание.
2.Описание времён года с использованием мнемотаблиц, мотивация к деятельности.
• Ребята, посмотрите на эти таблицы. Что на них зашифровано?
(лето, осень, зима)
• А почему вы так решили?
Дети описывают времена года с использованием мнемотаблиц и делают вывод, какое время года изображено на каждой из них.
• Лето, осень, зима что это? Как это всё вместе называется?
(времена года)
• А все это времена года? Или чего то не хватает?
(не хватает весны)
В случае, если детям сразу не догадаться, что не хватает весны педагог совместно с детьми пошагово проверяет: было жаркое лето, потом наступила дождливая осень, за осенью пришла холодная зима. А что же придёт на смену зиме? (весна)
• Ребята, а где же у нас таблица весны?
(нет её)
• А вы хотите составить такую же таблицу о весне?
• А помогать в составлении таблицы нам будут загадки. Вы любите разгадывать загадки? Загадки наши сегодня будут о животных.
3. Отгадывание загадки о медведе по мнемодорожке.
Педагог достаёт загадку на мнемодорожке из конверта. (на фото все загадки )
• Как вы думаете о каком животном загадка?
Дети высказывают свои предположения о том, какое животное зашифровано.
• Давайте мы прочитаем загадку.
(Это животное коричневого цвета, живёт в лесу, – значит дикое животное, питается рыбой, любит малину, мёд и по размеру большое животное. Кто же это? Это- медведь.)
• Действительно ребята, это медведь. А мишка нам и поможет найти схемы о весне.
• Где у нас сидит мишка? (Вот наш лесной гость)
4.Образование однокоренных и сложных слов на основе коллажа
• Наш лесной гость сидит на конверте. Доставайте конверт. Это задание, которое приготовил нам мишка. Посмотрите, какая интересная картинка.
• Посмотрите. Что это? (вода)
• А где вода встречается в природе? (в реке, в море, в озере, в океане)
• Какой самый большой водоём? (океан)
• Как нам ласково назвать воду? (водичка)
• А что это такое? (водопад)
С этого камня вода падает. «Бежала» речка между скал, между гор и вдруг на её пути встречается обрыв. Водичке некуда деваться и вода падает вниз с обрыва. Вот и получился водопад. Как это называется? (водопад)
• А это кто? Он лазает в воду, в воду лазает. Кто это? (водолаз)
Да, это водолаз. Кто это водолаз и что он делает?
Ребята, водолаз – это человек, который одевает специальный водолазный костюм, ласты и лазает в воду, выполняя разную работу: спасает животных, достаёт ценные вещи, спасает людей, занимается исследовательской работой. Так кто же это? (водолаз)
• Что же это такое? Всё залито водой, вода всё затопила. И дома на воде, и деревья на воде, и машины на воде, всё на воде. Как же это называется? (наводнение)
• А когда бывает наводнение вы знаете?
В основном наводнение бывает весной, когда тает снег, лёд на реках, воды становится много, она выходит из берегов и всё затапливает. А ещё наводнение бывает вследствие сильных дождей и ливней. Так, скажите, что же на этой картинке? (наводнение)
• А что это? (трубы, кран)
А что в трубах, в кране? (вода)
Трубы и кран проводят воду, воду проводят. Как назвать вместе трубы и кран, которые воду проводят. (водопровод)
Воду проводит водопровод. Как это называется? (водопровод)
• Зачем нам нужен водопровод? (чтоб вода была дома, в детском саду)
• А для чего нам нужна вода? (пить, готовить еду, мыться, купаться, и др.)
• Вот сколько вводных слов мы с вами назвали. Давайте их вспомним: вода, водичка, водопад, водолаз, наводнение, водопровод.
• Задание от медведя мы выполнили. Посмотрите, что у него в кармашке, ведь он нам обещал помочь с весенними схемами.
Дети подходят к мишке, достают с кармана схемы о весне и отдают педагогу.
• Это весенние схемы, но их мало…. А вы хотите ещё отгадать загадку?
5. Отгадывание загадки о белке.
Педагог достаёт загадку из конверта на мнемодорожке.
• Как вы думаете, о каком животном загадка?
Дети высказывают свои предположения о том, какое животное зашифровано.
• Давайте мы прочитаем загадку.
(Это животное может быть и серого цвета и рыжего цвета, живёт в лесу, – значит дикое животное, любит ягоды, грибы, орехи и по размеру маленькое животное. Кто же это? Это - белочка.)
• Действительно ребята, это белочка. И белка нам поможет найти схемы о весне.
• Где у нас сидит лесная гостья?
6.Разучивание считалки с помощью мнемотаблицы.
• Белочка нам принесла считалочку. Послушайте её.
Шел котик по лавочке
Раздавал булавочки.
Шел котик по скамеечке
Раздавал копеечки.
Кому – 10, кому- 5
Выходи тебе искать.
Педагог знакомит детей с текстом считалки, не прибегая к мнемотаблице.
• Ребята, вам понравилась считалочка?
• А вы хотите выучить считалочку? Поможет разучить считалку нам вот такая мнемотаблица. Я буду ещё раз читать считалочку и показывать на схемы в таблице, а вы старайтесь запомнить.
Педагог повторно читает считалочку, показывая на схемы в таблице.
• А теперь я начну, а вы мне помогайте.
Педагог проговаривает 1,3,5,7 квадраты таблицы, а дети 2,4,6,8.
• Теперь вы начинайте, а я вам помогу.
Дети поговаривают 1,3,5,7 квадраты, а педагог 2,4,6,8.
• Кто хочет начать рассказывать считалку? А кто продолжит?
Один ребёнок рассказывает с 1-4 квадраты, второй с 5-8. Число раз повторения зависит от уровня группы.
• Возможно, кто-то из вас уже готов полностью сам рассказать считалку?
На усмотрение педагога рассказывают2-3 человека самостоятельно всю считалочку.
• Посмотрите, как быстро с помощью таблицы мы выучили считалочку. А без таблице вы сможете рассказать. Кто хочет попробовать?
Без таблице прослушиваются 3-4 человека.
• Посмотрите, как нам помогла таблица. С её помощью мы очень быстро разучили считалку и вы можете ею пользоваться, когда будите выбирать водящего в своих играх.
• Задание от белки мы выполнили. А теперь посмотрите, что у неё в кармане, ведь она тоже обещала принести нам схемы о весне.
Дети подходят к белке, достают с кармана схемы о весне и отдают педагогу.
• Это весенние схемы, но их мало…. А вы хотите ещё отгадать загадку?
7. Составление и чтение загадки на мнемодорожке.
(детям предлагается пустая мнемодорожка)
Педагог достаёт загадку из конверта на мнемодорожке.
• Ребята посмотрите, а здесь загадки нет. Может, вы сами хотите составить загадку о каком-нибудь животном?
• К нам на занятие пришёл ещё один лесной житель, но пока он остаётся без нашего внимания. Посмотрите внимательно, кто же это? (зайка)
• Действительно, посмотрите какой наш зайка грустный. Ребята, у него есть просьба к вам. Зайчик просит вас нарисовать загадки о его «друзьях-животных». Выполните просьбу?
• Берите карандаши, мнемодорожки и садитесь на места.
• Теперь каждый из вас самостоятельно загадает какое-нибудь животное и составит про него загадку.
Педагог при необходимости напоминает детям, какие именно моменты отмечаются на мнемодорожке (цвет, где живёт, чем питается, размер)
• Все нарисовали загадки?
• Тогда давайте загадаем составленные вами загадки.
Каждый ребёнок вывешивает свою загадку на доску и загадывает её. Все остальные дети пытаются отгадать загадку.
• Просьбу зайчика мы выполнили, загадки о его «друзьях-животных» составили, наш зайка повеселел и даже желает нам помочь в составление таблице. Посмотрите, что у него в кармашке?
Дети снимают кармашек с зайчика и достают схемы о весне.
8.Составление мнемотаблицы о весне и её чтение.
• Ребята, посмотрите, сколько у нас схем. Давайте соберём их в таблицу.
Собирать их будем по порядку. Ищите где первая, вторая, третья….и др.
Работа проводится под контролем педагога.
• Что это за таблицу мы составили? О чём она? (о весне)
• Все согласны, что она о весне?
• Почему вы решили, что эта таблица о весне?
Дети описывают время года с использованием мнемотаблицы, и делают вывод, что это весна.
• Посмотрите, у нас есть лето, осень, зима и весна. Теперь, все времена года есть?
9. Итог занятия.
• Вам понравилось отгадывать загадки?
• А рисовать загадки и загадывать?
• Ребята, хотите мы ваши загадки отнесём детям в другую группу, чтобы они попробовали отгадать, каких же животных вы загадали?
• Ну, а пока давайте уберём ваши рабочие места: задвинем стульчики, уберём карандаши и вы можете поиграть с нашими лесными «гостями-зверями».