Татьяна Бырка
ООД в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей,
участвующих в его выращивании.
Проблема: Помочь узнать ребятам, как выращивают хлеб.
Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Публикация «ООД в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Варианты решения:
1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Пословица: Хлеб - всему голова.
Материал к занятию: поговорки, стихи, пшеничные зерна, колоски, выставка хлебобулочных изделий, картинки-иллюстрации.
ООД:
Встаньте, дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся
Загадка:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем, о хлебе, хлебушке, с румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения.
Например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а вы хотите узнать как старину люди выращивали хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. А погода должна была быть безветренной.
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста колосьев?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: Правильно, солнце (тепло и свет, вода. И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары.
Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Без денег проживу, а без хлеба не проживу.
Хлеб да вода — здоровая еда.
Хлеб — всему голова.
Хлеб да вода — крестьянская еда.
Воспитатель: Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: хлеборобы
Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют
хлеборобами.
Физкультминутка:
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Муку в тесто замесили
(Показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили:
(показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки
(поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи
(хлопаем в ладоши)
Очень вкусно!
(вытягиваем руки вперед)
Отгадайте пожалуйста, загадку:
"Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит. "
(Трактор)
В наше дни, в начале на поле выходят работать трактора с бороной, чтобы вспахать и разрыхлить почву. На тракторе работает тракторист. Что делает трактор? Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. На распаханное поле выходят работать другие машины -сеялки, чтобы засеять поле зерном. Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит,
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду - всюду
Сыпет белый порошок.
Порошок этот от вредителей. Но вот наступила лето, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать и выходят другие машины - комбайны. Управляет комбайном – комбайнер. Что же делает комбайн? Комбайн убирает колосья и по специальной трубе в машину высыпает зерно.
Потом зерна везут на мельницу, там их растирают и мелют. Получается мука, ее везут на хлебозавод. На хлебозаводе в специальных формах выпекают разный по форме и размеру хлеб. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб -батоны, булки, печенье, баранки, сушки, кренделя, сухарики.
Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как много людей работают, чтобы вырастить хлеб. Это и трактористы, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы.
Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах:
Хлеб бросать – силу терять.
Береги хлеб-это наше богатство.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Рефлексия
А в заключение нашего занятия, давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!