Чугунова Марина
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитиюдегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда ив быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста.
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин, генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин (1969).
Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз.
«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.
Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).
Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.»
В чём причины заболевания?
Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.».
«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.»
«Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.»
«Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.»
Понятия и причины возникновения сколиоза
Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз. Этиологически различают сколиозы врожденные (по В. Д. Чаклину они встречаются в 23.0%, в основе которых лежат различные деформации позвонков:
• недоразвитие;
• клиновидная их форма;
• добавочные позвонки и. т. д.
К приобретенным сколиозам относятся:
1. ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличииявлений миозита или спондилоартрита;
2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой, длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированиюсколиоза;
3. паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и придругих нервных заболеваниях;
4. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют "школьными", так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т. д.
Этим перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные. Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе ростау детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности,которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создаетвозможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки удетей, обеспечивая её правильное развитие.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказываютнеблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, вчастности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. Врезультате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установкитела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений состороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологическихизменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенногохарактера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательнаяактивность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразнымифизическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.
Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятныеусловия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике. Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Онибольше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т. е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.
Сколиоз: формы и проявления
Патологические изменения позвоночника определяются клинически по наличию:
• деформации или ряда других внешних признаков,
• фиксации позвоночника
• болезненности.
Фиксация позвоночного столба проявляется ограничением подвижности и связанной с этим функциональной неполноценностью позвоночника.
В зависимости от характера поражения перечисленные признаки бывают или изолированными, или сочетаются друг с другом. Для отдельных форм заболеванийтипичны разные комбинации признаков с преобладанием то того, то другого из них.
В дальнейшем заболевания позвоночника описаны в соответствующих разделахв зависимости от ведущих симптомов.
При осмотре патологически измененного позвоночника обращают внимание на положение головы по отношению к туловищу.
Голова может быть наклонена кпереди или вбок. Наклон головы вбок--кривошея--может обусловливаться:
• изменениями костного скелета,
• изменениями мягких тканей (мышц, фасций, кожи,
• защитным мышечным напряжением (рефлекторная или болевая ригидность шеи).
Причины стойких изменений скелета и мягких тканей при кривошее могут быть врожденными и приобретенными. В последнем случае вынужденное положениеголовы, представляющее собой один из симптомов какого-либо заболевания илиповреждения, называется симптоматической кривошеей.
Сколиоз представляет собой стойкое боковое отклонение позвоночника или его сегментов от нормального выпрямленного положения.
В отличие от нормального поясничного лордоза или грудного кифоза,которые, увеличиваясь, могут делаться патологическими, в нормальном позвоночнике нет стойких боковых искривлений. Наличие стойкого боковогоискривления позвоночника всегда является ненормальным, патологическим.
Обозначение «сколиоз» отражает наличие бокового искривления позвоночника и само по себе не является диагнозом. Оно требует дальнейших исследований, выявленияособенностей бокового искривления, его причины и течения.
Среди приобретенных сколиозов выделяются:
• рахитический, вследствие перенесенного рахита;
• привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:
• статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна конечность короче другой);
• паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища;
По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:
Первая степень сколиоза характеризуется- незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.
Вторая степень характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.
Третья степень сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большогореберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.
В зависимости от анатомических особенностей бокового искривления различает две группы сколиозов: неструктурные, или простые, и структурные, или сложные (James, 1967). Точное разграничение этих групп имеет большое клиническое значение, так как избавляет многих больных от длительного ненужноголечения, а родителей от необоснованных волнений.
Неструктурный сколиоз представляет собой простое боковое отклонение позвоночника. Деформация, как показывает название, не имеет структурных, грубых анатомических изменений позвонков и позвоночника в целом, вчастности нет фиксированной ротации, характерной для структурного сколиоза. Поотсутствию фиксированной ротации позвоночника можно отличить неструктурныйсколиоз от структурного. Определяют фиксированную ротацию позвоночника,пользуясь клиническими и рентгенологическими признаками. Клиническое определение стойкой ротации позвоночника является надежным методом, позволяющимбезошибочно разграничить эти две группы сколиозов.
Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки - физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты
рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения - в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянииздоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чемупражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическуюгимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениямиосанки.
В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемымсоответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста иуровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможностьпредложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которыеему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учительфизкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующийее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия следует проводить в специальных группахкорригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующейритмической гимнастики, где занимаются с функциональными нарушениями осанки,присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в нихосуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителюфизической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой.
Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методикепостроения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики.
Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующиеупражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений - 6-8повторений.
Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы неиспытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний.
Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8-16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых висходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуютупражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия наотдельные мышечные группы.
Заключение
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказываютнеблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, вчастности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. Врезультате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурныхизменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного илиприобретенного характера.
Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учетаанатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводятк патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать :
• сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
• правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
• организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т. д.);
• постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание,;
• отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т. д.);
• контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др. ;
• плавание.
• ритмическая гимнастика
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект.
При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятиймассовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробныхвозможностей организма, уровня общей выносливости и физическойработоспособности. Выполнение физическихупражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция ворганизме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфык суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средствомпрофилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культуройна организм человека.
Список использованной литературы
1) Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389
2) Ю. И. Курпан, Е. А. Таламбум, Л. Л. Силин "Движения против остеохондроза позвоночника" - М: Физкультура и спорт, 1987.
3) Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год
4) Н. А. Касьян "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.
5) С. Д. Шевченко с соав., Вестник травм. иортоп. им. Н. Н. Приорова. - 1997.
6) Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., Медицина, 1966. - 349 с.
1