Валентина Стукалова
ОД «Увлекательное путешествие по родному краю» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать становлению патриотизма у детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения города Лебедянь, основными достопримечательностями.
2. Закрепить знания о символике города Лебедяни.
3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.
4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Образовательная:
Публикация «ОД „Увлекательное путешествие по родному краю“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
-формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;
-дифференцировать понятия край — страна;
Развивающая:
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
-развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия улиц и достопримечательностей города Лебедяни.
-развивать у детей внимание, воображение, кругозор.
Воспитательная:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Материал:
Демонстрационный: слайды о городе Лебедянь, флажок-модель Лебедянского края, карта Лебедянского района, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России.
Карточки с зашифрованным словом Лебедянь; игра «Собери герб Лебедяни».
Словарная работа: герб, Лебедянь, Лебедянский край, лебедянцы, достопримечательности.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Предварительная работа:
-рассматривание тематических альбомов о Лебедяни, «Символика города Лебедянь»
-чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л. М. Савельева «Наш край родной»);
-рассматривание иллюстраций, карт города Лебедянь, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы.
-создание в группе познавательного центра «Наш родной край»,
-игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
—динамические упражнения — речь с движением.
-прослушивание музыкальных произведений.
Технические средства: музыкальный центр.
Ход ОД:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей
Давайте, друг другу улыбнемся
И начнем занятие скорей!
-Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу?
(Ответы детей).
-Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
-Улыбнитесь друг другу!
-Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).
-Молодцы, верно, отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина!
А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово!
-И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.
-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы детей).
-Отгадайте, загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?
Загадка: Свет горит, мотор гудит.
На колесах шины,
По дороге лихо мчит, нас в себе. (машина).
-Садитесь, пожалуйста, в машины, нам пора в путь.
(под тихую музыку, дети, сидя на стульчиках, имитируют движение на машине, проговаривая чистоговорку).
Ритмическое упражнение «машина» :
Ед — ед — ед —едет моя машина?
Да — да — да — быстрая езда.
Али — али — али — нажимаю на педали.
Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.
— Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая».
-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. - А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Лебедянского края? А зачем? (ответы детей).
- Желаете, послушать мой рассказ? История возникновения города Лебедяни уходит в глубь веков. Находки археологов свидетельствуют о том, что на высоком правом берегу Дона, который сегодня называется Тяпкиной горой, уже в 8 – 10 веках существовало славянское поселение. Первое письменное упоминание Лебедяни относится к 1605 году. Тогда сельцо Лебедянское городище Данковского уезда принадлежало московскому дворянину Н. Д. Вельяминову. В 1613 году Лебедянь получила статус государственного города. Он представлял собой город-крепость с многочисленными сторожевыми пунктам. В нем располагался гарнизон из казаков, стрельцов и пушкарей, который защищал южные границы Российского государства от татарских набегов. Лебедянская крепость находилась на круче при впадении реки Городянки в реку Дон. Она состояла из малого острога с пятью рублеными башнями. В остроге имелись бревенчатая церковь, избы воеводские, тюрьма, погреб с хлебными запасами на случай осады. От большого острога к Дону был подземный ход. В 1662 году лебедянская крепость в очередной раз перестраивается: город и большой острог соединяются в одно укрепление. Лебедянь расширяется и украшается. В 18 столетии город теряет свое военное положение и постепенно становится крупным торговым и ярмарочным центром. 16 сентября 1779 года по указу Екатерины II Лебедянь получает статус уездного города и свой герб
Посмотрите на экран (слайды старого города Лебедянь)
- Каким город стал в наше время?
- Какие улицы? (широкие, длинные)
Игра «Знаешь — называешь и передаешь».
(Дети передают флажок друг другу и называют улицы города Лебедянь).
Показ слайдов с изображением улиц города Лебедянь.
-Молодцы, ребята! Наша Лебедянь — это край, где мы с вами живем.
-Да, город Лебедянь — это и есть наша малая родина.
-Как, называют жителей нашего города? (Лебедянцы).
Продолжаем наше путешествие.
Вторая остановка станция: «Игровая»
- А теперь предлагаю поиграть в игру «Собери герб Лебедяни».
-Но сначала давайте вспомним, что такое герб? (Знак-символ) Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел).
-А что изображено на гербе? (лебедь)
На гербе города Лебедянь изображен лебедь –«В лазаревом поле на золотой земле серебряный лебедь с возведенными крыльями с червленными глазами, клювом и лапами».
Проводится игра «Собери герб Лебедяни»
Третья станция: «Пословицы о родном крае»
Мы знаем пословицы о родной земле.
1. Всякому мила родная сторона.
2. Родная землица и во сне присниться.
3. Своя сторона не бывает холодна.
Четвё ртая станция: «Достопримечательности города Лебедянь».
-А какие в Лебедяни есть достопримечательности?
Лебедянь - красивый город. В нем много храмов, музей, библиотеки.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения;
Велика страна Россия,
Городов не счесть,
Но милей всего на свете,
Уголочек есть!
Показ слайдов современного города Лебедянь. (казенный мост).
Ребенок читает стихотворение:
Вот идешь по Тяпкиной горе.
Сразу видишь мост казенный,
Он стоит уже сто лет,
А недавно он стал пешеходным.
(слайд, площади)
Ребенок читает стихотворение.
Ах, Лебедянь моя родная,
Как ты прекрасна и мила,
Ее сыны в боях сражались
С победой вышли из огня.
(слайд, церкви)
Ребенок читает стихотворение.
Купола соборов величавых,
Держат здесь святые небеса
От больших побед, до самых малых
Расцвела чудесная краса.
(Обобщить знания детей, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности о родном городе, об его прошлом и настоящем).
На этом наша прогулка подошла к завершению.
-Давайте займем места в машине и поедем в наш любимый детский сад.
- Вам понравилась сегодняшнее путешествие? Давайте вспомним места, где мы побывали? Что бы ты рассказал своему другу о нашей прогулке?
Вы любите свой город? Я предлагаю каждому из Вас сейчас сказать хорошие слова и подарить нашему городу Букет добрых пожеланий! (ответы).