Марина Петровна Штундер
Конспект ООД «Кем славится Хакасия»
Тема: Кем славится Хакасия.
Цель – Создание условия для расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о Хакасии.
Задачи:
1. Образовательные: Дать детям знания из истории Хакасии : о Н. Ф. Катанове, о украшениях хакасского народа. Обогащать словарный запас дошкольников. Формировать умение детей в составлении узора.
2. Развивающие: Прививать интерес к истории родного края. Развивать творческие способности детей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки. Ориентировать детей в сферах человеческой деятельности: наука, искусство, культура.
Публикация «Конспект ООД „Кем славится Хакасия“» размещена в разделах
3. Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине – Хакасия. Содействовать эстетическому воспитанию дошкольников. Оказывать эмоциональное воздействие через тексты прозы и поэзии о Хакасии.
Методические приё мы:
1. Наглядные: показ иллюстраций, образец паго.
2. Игровые: подвижная игра, сюрпризный момент.
3. Словесные: чтение, рассказ, объяснение, поощрение, вопросы.
Средства обучения:
1. Наглядные: фотография Н. Ф. Катанова, образец денежной единицы, паго.
2. Технические: магнитофон с аудиозаписью «Хакасские напевы»
3. Оборудование: заготовка силуэта паго из картона. Для создания рельефа: пластилин, крупа (рис, пшено, подставки, салфетки. Маски: волка, козы, козла для подвижной игры.
Предварительная работа: организация образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме «Природа Хакасии», «Животный мир Хакасии», «Достопримечательности Хакасии». «Художественно- эстетическое развитие» по теме: «Национальный орнамент Хакасии». Рассматривание фотоальбома «город Саяногорск». Беседа «Где мы живем», рассматривание национального костюма, украшения хакасского народа, слушание хакасской народной музыки, заучивание отрывка стихотворения Т. А. Швалевой «Хакасия моя – цветущий край», разучивание правил хакасской народной игры «Козлята и волк».
Вводная часть: Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, дом, где он родился и вырос. Как называется республика, в которой мы живем? Кто назовет столицу Хакасии? А наш город как называется? (ответы детей).
Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит о своей Родине. О любви к Родине сложено немало песен и стихов. Послушайте, как хакасская поэтесса Т. А. Швалева написала о Хакасии :
В глубине России, за Уралом,
Есть земля родная под Саяном,
Подарила все природа ей навеки:
И луга, поля, леса и реки.
Хакасия моя - цветущий край!
Хакасия моя - чудесный рай!
Цвети, расти и богатей, земля,
С любовью бережно храню тебя!
Саяны дивные глядят с небес,
Могучий Енисей течет среди чудес,
Вокруг тайга стоит густой стеной,
Оберегает нежно край родной.
Воспитатель: Какими красивыми словами говорит поэтесса с любовью к нашей Хакасии. Что она желает своей Родине? (ответы детей).
Основная часть:
1. Хакасская земля щедра талантами. Она подарила миру художников, музыкантов, писателей, ученых, в первом ряду среди которых стоит Николай Федорович Катанов. Именно Н. Ф. Катанов первый хакасский ученый. Творчество талантливого ученого самобытно и интересно. Знакомство с ним позволяет приобщаться к культурным традициям хакасского народа, познакомиться с особенностями его национального характера, узнать бытовой уклад жизни. Выставление фотографий Н. Ф. Катанова.
(Дети рассматривают фотографии с изображением Н. Ф. Катанова.)
2. Воспитатель: Катанов Николай Федорович родился в степной местности Изюм (Узюм) в 17 км на северо-востоке от с. Аскиз на левом берегу реки Абакана (приток Енисея). Биография Н. Ф. Катанова яркой строкой вписана в историю хакасского народа. Это учёный, вышедший из простой семьи и достигший больших успехов в науке. Он стоит у истоков тувинского и хакасского языкознания. Н. Ф. Катанов учился в Аскизском училище. Затем поступил в классическую гимназию в Красноярске, которую окончил с золотой медалью. На жизнь себе зарабатывал, давая частные уроки детям богатых родителей. По окончании курса в университете был командирован в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Китайский Туркестан для изучения быта и языков восточных народностей. Н. Ф. Катанов работал преподавателем, т. е. учил студентов, в Казанской духовой академии и в других учебных заведениях.
Многочисленные труды Н. Ф. Катанова и сейчас изучаются учеными и студентами в университетах. Он писал о хакасском народе, их традициях, как они жили и чем занимались. А главное Н. Ф. Катанов большое значение уделял национальным языкам нардов Азии. И сам знал более 14 языков. Это говорит о его высоком образовании и культуре. А в г. Абакане есть университет который носит его имя, т. е. Хакасский Государственный Университет имени Н. Ф. Катанова и когда вы окончите школу возможно будете там учиться.
Н. Ф. Катанов науку рассматривал как средство просвещения народа, повышения его культуры. Поэтому он много времени отдавал общественной и просветительской деятельности. Эта его деятельность с наибольшей полнотой и очевидностью выявляет высокие гражданские нравы и человеческого характера первого хакасского учёного.
Николай Федорович говорил о необходимости обучения детей на родном языке, чтобы они могли получить полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного творчества, считал он, невозможно узнать историю и духовную жизнь народа.
3. За великие труды в науке и культуре Н. Ф. Катанову поставлен памятник в г. Казань, республика Татарстан. Показ фотографии с изображением памятника Н. Ф. Катанову.
(дети рассматривают фотографию памятника)
Николай Федорович занимался исследованием языков, традиционных и новых форм экономической и социальной жизни, быта, фольклора и духовной жизни тюркских народов Саяно-Алтая, Синьцзяня, Поволжья и Приуралья. На протяжении этих лет ученым накапливался огромный обобщающий национальный и фольклорный материал, имеющий теоретическое и методическое значение. Особенно с первых экспедиций в Сибири началось накопление им достоверных фактических историко-национальных материалов и формирование научно-методических принципов исследования народов Сибири.
Во многом вклад выдающегося хакасского ученого Н. Ф. Катанова определяется сохранением и углублением исторических исследований. Он писал о хакасах, тувинцах, уйгурах, казахах, киргизах, татарах, башкирах и т. д. Эти ценные материалы формировались по итогам экспедиций и поездок. Они особенно ярко демонстрируют научное трудолюбие, скрупулезность и высокий уровень исследовательской культуры Н. Ф. Катанова.
4. Динамическая пауза.
Знаете, Н. Ф. Катанов тоже был ребенком, и в детстве, как все дети любил играть. Давайте и мы с вами поиграем в хакасскую национальную игру «Козлята и волк».
Условия игры «Козлята и волк» : Для игры выбирают козу, козла и волка, остальные дети – козлята. ( Выбранные: волк, коза и козел одевают маски). Пространство делится на две части «Леса», место между ними открыто «поляна», в одном из них находятся козлята, а коза и козел охраняют их, чтобы они не выбегали на «поляну». «Поляна» место волка. Игра начинается. Все расходятся на свои места. Коза и козел обходят козлят и загоняют их в «лес», слегка подталкивая «рогами» (головами). Но козлята не слушаются своих родителей и выбегают на «поляну» порезвиться. На «поляне» их караулит волк. Спасаются лишь те козлята, кто сумел добежать до соседнего «леса». Пойманные волком козлята выходят из игры, и волк уводит их в свое логово.
Правила игры.
1. Волк должен ловить козлят только на поляне.
2. Коза и козел на поляну не выходят.
3. Пойманным считается козленок, если волк его запятнал, т. е. затронул его рукой.
5. Декоративная лепка (углубленный рельеф). Роспись вылепленного изделия по мотивам хакасского народного искусства (создание узор с помощью риса и пшена). Воспитатель показывает детям национальное украшение для женщин, паго. Обращает внимание на его красоту и необычный рисунок из бисера.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать свой узор, активно и творчески применить ранее усвоенные способы изображения в лепке, используя выразительные средства.
Самостоятельная деятельность детей: дети накладывают пластилин на заготовку паго и с помощью риса и пшена составляют узор, под звучание хакасской национальной музыки. Затем дети выкладывают свои работы на выставку.
Воспитатель предлагает детям аргументировано и развернуто оценить свою работу и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Заключительная часть:
1. Воспитатель: А сейчас я хочу вам, что – то показать (показ денежной купюры). Как вы думаете, что это? (ответ детей). Да это денежная купюра в номинале 5000 тысяч рублей. Такое платежное средство было у нас в Хакасии. Я и ваши родители пользовались такими деньгами. А вот на купюре изображена, чья фотография? (ответ детей). За свою работу Н. Ф. Катанов заслужил такое уважение, признание в Хакасии, что его фото изобразили на платежном средстве. (дети рассматривают купюру).
2. Воспитатель: Н. Ф. Катанов, будучи выходцем из хакасского народа, не принадлежит только ему. Его именем и трудами может гордиться весь народ республики Хакасия,мы с вами, могут гордиться красноярцы, где получил гимназическое образование, может гордиться Санкт-Петербург, который дал ему основательную научную подготовку, может гордиться г. Казань, где протекала основная его научно-педагогическая деятельность. В мире изучения языков он стал звездой мировой величины своего времени. Жизнь и деятельность первого хакасского учёного нового времени с мировым именем будут служить примером для новых поколений учёных Республики Хакасия.
3. Итог занятия: Воспитатель: Что мы делали на занятии? О ком мы сегодня говорили на занятии? Почему мы можем гордиться Н. Ф. Катановым? (ответ детей