Махаури Елена Владимировна
Консультация «Как знакомить дошкольников с алфавитом»
▼ Скачать + Заказать документы
Все существующие программы детского сада предусматривают подготовку детей к обучению грамоте.
В подготовке детей к обучению грамоте выделяется общая задача – предметом обучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Ее решение должно начинаться с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения. Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом. Родственники, знакомые и педагоги рекомендуют разные сроки начала изучения букв. Кто-то считает, что начинать раньше 2-х лет не имеет смысла, другие предупреждают, что после 3-х будет уже поздно. Начинать изучать с ребенком алфавит целесообразно в промежутке от 2 до 4-х лет. Ориентироваться при этом нужно в первую очередь на самого ребенка.
Подготовка к изучению с ребенком алфавита
Не волнуйтесь, если ребенок не проявляет интереса к алфавиту в 2 года. В этом возрасте важнее привить ему любовь к чтению, показать, что книга это источник знаний, а также увлекательных и поучительных историй. При чтении соблюдайте несколько простых правил:
читайте ребенку каждый день. Позволяйте ему самому выбирать книгу, сказки или стихи для чтения;
во время чтения водите пальцем от строки к строке и разрешайте переворачивать вам страницы. Обращайте внимание ребенка на иллюстрации к тексту, выражение лица героев и другие важные детали;
не прячьте книги. Если малыш имеет склонность оценивать литературную ценность произведения на зуб, купите ему книгу с плотными картонными, резиновыми или ламинированными листами, и пусть он развивает свой литературный вкус;
обсуждайте прочитанное на доступном для понимания ребенка уровне. Учите его воспроизводить последовательность событий и кратко пересказывать прочитанное.
Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию, а в дальнейшем усвоению грамоты и письменной речи.
Система работы по подготовке детей 5-6 лет к обучению грамоте включает 2 основных направления:
1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка.
2. Подготовка руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
На занятиях по по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи:
1. Познакомить с понятием «звук».
2. Учить выделять звук в слове.
3. Познакомить с понятием «буква».
4. развивать мелкую моторику пальцев рук.
5. Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков.