Погожева Ольга
ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5
муниципального образования Успенский район
Образовательная деятельность с детьми старшей группы
по теме «Хохлома».
Подготовила и провела
Воспитатель: Погожева О. И.
Тема ОД: «Золотая хохлома»
Задачи:
Образовательная:
-обобщить и закрепить знания детей о хохломе как традиционном русском промысле.
Публикация «ОД с детьми старшего возраста „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-ознакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок, украшающий хохломские изделия.
-учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы.
Развивающая:
-активизировать познавательную деятельность детей.
-развивать психические процессы: память, мышление, внимание.
-развивать эстетический вкус.
Воспитательная:
-вызвать у детей уважение к предметам быта как результатам деятельности человеческого труда.
-воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу.
-побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.
Подготовительная работа:
чтение стихотворения О. Волковой «Золотая хохлома», рассматривание иллюстраций и беседа о хохломской росписи, выполнение элементов росписи.
Материал:
иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно – прикладного искусства, таблицы с изображением элементов хохломской росписи : «ресничек, травинок, капелек, усиков, завитков.», бумажные силуэты тарелочек, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Вступительная часть:
Воспитатель:
-ребята, а вы хотите побывать в музее, это место, где хранятся
предметы искусства (картины, предметы быта). Мы сегодня с вами побываем в музее «Золотая хохлома». Чтобы попасть на выставку надо отгадать загадку:
ветка плавно изогнулась
и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава – как бахрома.
Что же это? (хохлома).
Основная часть.
-Хохлома, какое странное и веселое слово. Как же оно начиналось, откуда пришло это диво?
-Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и пошел хохломской промысел. Большую часть края занимали дремучие леса, отсюда много древесины использовали для изготовления деревянной посуды.
Деревянная посуда с древних времени была в повсеместном употреблении: деревянную ложку можно увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и у царей. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. Ведь на стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее как можно красивее.
Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может вырезать из нее любые изделия. Затем эти изделия необходимо просушить, а то изделие может дать трещину. Чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что сосуд треснет, поры древесины надо закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделие очищают шкуркой и покрывают олифой. Затем оно поступает к художнику.
-В своей работе художники используют масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Часто травку дополняют цветами, ягодами, листьями. Тот вид росписи называют «растительно- травочным», также используют роспись «под фон», и роспись «кудрина». Она напоминает кудри.
(весь рассказ воспитателя сопровождается показом презентации и подлинными хохломскими изделиями)
-Ребята, предлагаю вам рассмотреть хохломские изделия. Посмотрите, какие в росписи элементы «травки». Обратите внимание на то, как располагается «травка».рассмотрите каждый элемент – «ресничка», «травинка», «усик», «завиток».
-Предлагаю вам показать способ выполнения элемента «ресничка».
Я ресничка не простая,
Словно перышко взлетая,
Изогнувши спинку плавно,
Я считаюсь чуть не главной. (показ иллюстрации «реснички»)
-Предлагаю вам попробовать нарисовать «ресничку».
-Теперь давайте рассмотрим с вами «травинку».этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.
Я травинка – просто чудо,
А нажим – он очень нужен,
Сверху вниз – и вот готов
Кистью плавный переход. (показ иллюстрации «травинка»)
-ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент.
-а теперь обратите внимание на местоположение «усика» в узоре. Посмотрите на то, как он заворачивается в спираль.
А я «усик» так горжусь
Тонкостью своею.
Вправо, влево закручусь –
Это я умею. (показ иллюстрации «усик»)
-теперь выполним элемент «завиток».
Кистью плавно закручу
Линию с нажимом.
В завиток я превращусь,
Словно я пружина. (показ иллюстрации «завиток»).
-Теперь выполним этот элемент.
-продолжаем знакомиться с элементами хохломской росписи. «Капелька» и «кустик» выполняют легким прикосновением кончика кисти к бумаге.
Меня капелькой зовут,
пишут просто.
Кистью плавно примакнут,
Словно бусы в россыпь. (показ иллюстрации «капелька»)
-предлагаю выполнить элементы «травки».
-сейчас, ребята, покажу вам способ выполнения «растительно- травочного» орнамента. Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. Немного отступаем, делаем то же самое. В «растительно – травяном» орнаменте эти линии заканчиваются или завитком или ягодкой. После весь узор дополняется «травкой».
-Давайте, немного отдохнем.
(физминутка)
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. Потягивания- руки в стороны.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. Потягивания – руки вверх.
Ветер дует иногда,
Только это не беда. Дети машут руками, изображая ветер.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. Наклоны.
А потом опять встают
И по- прежнему встают. Выпрямляются и машут кистями рук.
-А теперь предлагаю вам придумать и выполнить узор на бумажном силуэте тарелочки.
Итог.
Дети с воспитателем оформляют выставку своих работ, рассказывая, какие работы понравились и почему.