Юлия Дмитриева
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста
в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома»
Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам; обобщать и закреплять знания детей о традиционных русских промыслах хохломы.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Обучающие задачи. Продолжать знакомить с образцами растительного орнамента, украшающего хохломские изделия. Учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы.
Развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать психические процессы: внимание, мышление, память. Формировать эстетический вкус.
Воспитательные задачи: вызвать у детей уважение к предметам быта, как результатам деятельности человеческого труда. Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.
Методические приемы: игра, показ, беседа, художественное слово.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование и материалы: хохломские изделия, сундучок, иллюстрация жар-птицы, письмо, демонстрационный материал, материал для художественной деятельности (заготовки, кисти, краски, кольцо с лентами для игры.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по хохломской росписи, выполнение элементов росписи.
Словарная работа: хохлома, жар-птица, мастера, ремесленники.
Художественный ряд: стихи, загадки, пословицы.
Музыкальный ряд: аудиозаписи русских народных мелодий.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте! Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте, об изделиях каких мастеров сегодня пойдет речь.
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась
Рядом с листиком трёхпалым земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?
Дети: (Хохлома)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся на выставку «Золотой хохломы».
Педагог приглашает детей к выставке хохломских изделий.
Воспитатель: Издавна в маленьких деревеньках делали и расписывали посуду. А почему хохлому называли золотой?
Дети: Посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие изделия на выставке?
Дети: Ложки, бочонок, сахарница и др.
Воспитатель: А из какого материала сделана посуда?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А вы знаете стихотворения об этих замечательных изделиях? Дети читают стихи.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Что за дивная посуда?
Роспись льется - просто чудо.
Здесь цветы, луга, поля –
Все чем славится земля,
И березовый листок,
И пшеницы колосок.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Воспитатель: Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда превратилась в «золотую».
С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые.
Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготовлять такую посуду.
Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?
Дети: Не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем покрыть специальным порошком, нанести роспись, покрыть масляным лаком и закалить в печи с высокой температурой.
Воспитатель: Расписную посуду из маленьких сел привозили на продажу в город на ярмарку. Там было всегда весело, поэтому я вас приглашаю покататься на весёлой карусели. Садитесь поскорее, карусель отправляется!
Звучит музыка. Воспитатель берёт в руки кольцо, к которому прикреплены яркие ленты. Дети берутся за ленты.
Еле - еле, еле – еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два -
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Посмотрите, что за чудо сундучок появился в нашей группе. Давайте откроем его и посмотрим что там?
Под мелодию открывается сундучок и появляется картина жар-птицы и письмо от нее:
Здравствуйте ребята, к вам меня прислали хохломские мастера, потому что злой волшебник украл все краски. И мастера прислали вам изделия, которые нужно расписать, когда вы завершите работу изделия расколдуются от заклятья волшебника.
Воспитатель: Ребята, мы поможем хохломским мастерам?
Педагог приглашает детей в художественную мастерскую.
Воспитатель: Давайте лучше присмотримся к изделиям мастеров, полюбуемся на них, какого цвета в них больше?
Дети: желтого, черного, красного, немного зеленого.
Воспитатель: Назовите основные элементы хохломской росписи.
Дети: ягодки, травка, завитки, капельки, кустики.
Воспитатель: Травка, ягодки, цветы, птицы – символы счастливой жизни, райского сада.
Воспитатель: Какое настроение создает хохломская роспись?
Дети: Радостное, веселое.
Воспитатель: Такая раскрашенная посуда создает вокруг себя праздник.
Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять (сжимают и разжимают кулачки)
Этот пальчик рыл песок, (соединяют большой палец и мизинец)
Этот делал пирожок (соединяют безымянный и большой палец)
Этот с горочки катался (соединяют средний и большой)
Этот в травке валялся (соединяют указательный и большой)
Этот умницей был, рисовал и лепил (шевелят большим пальцем)
Дети приступают к работе, а педагог нацеливает их на выполнение росписи на заготовках, помогает советом.
Воспитатель: Красивые изделия у вас получились? Ребята, понравилось вам быть мастерами?
Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества своих изделий
После выполнения чего детям предлагают дополнить выставку хохломских изделий своими работами.
Воспитатель: Следующий раз мы отправимся с вами на ярмарку и познакомимся с изделиями других народных мастеров и ремесленников.