Светлана Литвинова
Интегрированное развлечение с элементами художественно — эстетического развития «Золотая хохлома» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие музыкальной, художественной и общей культуры ребенка с использованием русского национального компонента.
Задачи: Заинтересовать детей хохломскими изделиями, предлагая разыграть момент ярмарки.
Развивать интерес к народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, танцы.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Сценарии
- Темочки
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного фольклора.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ музыкального руководителя о хохломских изделиях. Рассматривают альбом декоративно – прикладного искусства «Хохлома».
Дети с родителями разукрашивают шаблоны для хохломской росписи и расписывают их дома.
Зал празднично украшен. Слева на сцене, рядом со сказочным домиком стоит стол с хохломской посудой. Справа - панно «Ярмарка». На стенде - детские работы.
Под русскую народную мелодию «На горе-то калина» -
дети заходят в зал и поют хороводную песню с движениями. По окончании песни из домика выходит Мастерица.
Мастерица: Проходите, гости дорогие! Много гостей - хозяину радость. Прошу к избе! Красному гостю – красное место.
Дети усаживаются на стульчики возле домика.
Выбегает Домовенок.
Домовенок: Ай! Ай! Ай! Ой! Ой! Ой! А куда это я попал? Красотища – то неописуемая.
Мастерица: Домовенок! Нужно с ребятами поздороваться.
Домовенок: Здрасте! Я Кузя! Домовенок Кузя! Я Нафаню ищу! Меня эта Баба-яга раскормила! Вишь какой я толстый стал! А че это вы тут делаете?
Мастерица: Ребята пришли ко мне в гости. А я очень люблю гостей. Поэтому решила приготовить сюрприз. Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети. (Ответы детей.)
Ведущий: А ты, Домовенок Кузя, хочешь узнать о нашем сюрпризе?
Домовенок: Конечно хочу!
Мастерица: Мой сюрприз – это рассказ о русском народном промысле, который называется Хохлома. А ты, дорогой Домовенок, присаживайся и послушай.
Много лет назад возник хохломской промысел. Золотой краской расписывались деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и деревянную посуду стали делать так же. А отвозили эту посуду в большое село Хохлома. По названию этого села посуду стали называть Хохломской.
Ведущий: Ребята, подскажите, какой цвет используется в хохломском промысле?
( Дети называют: красный, черный, золотой, желтый, зеленый).
А как называются основные элементы хохломской росписи?
(Дети называют ягоды, травка, завитки, кудрины, цветки).
А какого цвета должен быть основной фон?
( Дети называют: красный, черный, золотой, желтый).
Мастерица: Какие умнички!
Скоро ярмарка, а изделий мало, ребята,вы можете мне помочь раскрасить изделия и картинки?
Дети. (Ответы детей.)
Ведущий: А ты, Домовенок Кузя, хочешь помочь Мастерице и ребятам?
Домовенок: Конечно хочу!
Ведущий: Как на Руси водится, вместе и дело спорится.
Мастерица: Тогда давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.
Звучит музыка, дети проходят в свои мастерские, садятся за столы и вспоминают пословицы:
Ведь недаром говорится, что дело мастера боится.
Была бы охота – заладится любая работа.
Без труда не вынуть и рыбку из пруда.
Без дела жить, только небо коптить.
Звучит «Плясовой наигрыш»
Дети имитируют роспись изделий, складывают раскрашенные работы в альбом. Рассматривают альбом декоративно – прикладного искусства «Хохлома».
Мастерица: Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Спасибо вам за помощь. Замечательные работы получились!
Ведущая: Подскажите, ребята, а куда отвозили свои работы народные умельцы?
Дети. (Ответы детей.)
Ведущая: Хотели бы вы отправиться с нашими работами на «Ярмарку»?
Дети. (Ответы детей.)
Домовенок: А что такое ярмарка?
( Дети: Место, где все что-нибудь покупают и продают, смотрят представления, катаются на карусели.)
Домовенок: Хорошо, поехали!
Дети поют песню «Мы едем» - муз. М. Старокадомского,сл. С. Михалкова.
Едут на «Ярмарку». Подходят к столу с хохломскими изделиями и рассматривают их.
Ребенок: А вот хохломская краса, так и мечется в глаза
Вот груды чашей и горшков
Корчаг бочонков, кувшинов.
На мой товар полюбуйтесь
Только не торгуйтесь!
Мастерица: Ребята, а что вы еще знаете о хохломе?
Ребенок: Ох, Россия, ты Россия, в каждом граде терема. Всей земле на удивленье городец и хохлома.
Ребенок: Ох, Россия, ты Россия, славы не убавилось, хохломой и городцом на весь мир прославилась.
А наши девчушки – хохотушки, приготовили хохломские частушки!
Частушки о хохломе.
1. Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Домовенок подпевает: Хохлома, да Хохлома! От нее я без ума.
2. Бабка деда до обеда,
Заставляла рисоввть.
Ведь в красивую посуду,
Щи приятно наливать.
3. Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу
Петуха да курицу.
4. Я все небо разрисую.
Разрисую хохломой.
Пусть все летчики летают
Под такою красотой.
5. Хохлома, хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Домовенок: А какая ярмарка без игр и затей?
Выходи играть ребята, выходи играть девчата.
Ребята, давайте поиграем в народную игру «Гори, гори ясно».
Народная игра «Гори, гори ясно».
Ребенок: А сейчас для всех ребят загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ.
«На досуге - веселушка и накормит всех подружка,
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает» (ложка).
Входит коробейник с коробом, в котором лежат ложки деревянные, расписные.
На мой товар вы полюбуйтесь
Только не торгуйтесь
Ложки золочённые,
Узоры все кручёные.
Выходят ложкари:
Ребенок: Ложки хохломские, самый лучший сувенир,
С позолотой - не простые, прогремели на весь мир.
Ребенок: Звонкие, резные, ложки расписные
От зари и до зари веселятся ложкари.
(Играют ложкари под р. н. мелодию «Полянка» обработка Н. Метлова)
Ведущий: А вот, посмотрите, какие русские матрешечки идут к нам!
Танец «Матрешечки»
Выходит девочка в русском народном костюме и поёт.
Песня «Ой, вставала я ранёшенько»- русская народная песня.
Ведущая: Как весело сегодня у нас!
Ребенок: Кузя! Мы приготовили рисунки и раскраски с элементами росписи хохломы. Возьми их и расскажи домовятам. Пусть и они знают о русской народной росписи.
Домовенок: Спасибо, всем расскажу, что видел, что слышал. И рисунки ваши покажу. До свидания, мне у вас очень понравилось!
(Уходит).
Мастерица: Вот теперь еще много других ребят узнают о замечательной русской росписи, золотой Хохломе.
Ведущая:
- Ребята, интересно вам было сегодня?
- Что нового вы узнали?
- Ребята, а для чего мы сегодня вспоминали о русском народном промысле?
- Куда мы отправились с нашими работами?
- Что вам понравилось?
Дети. (Ответы детей.)
Ведущая: Дорогие гости, мы, ребята группы «Смешарики», сможем вам помочь и рассказать о русской народной росписи, золотой Хохломе. Мы для вас тоже приготовили подарки от ребят.
Дети дарят раскраски и приглашают всех гостей на народную игру «Ручеёк» под мелодию «Течёт ручей» ансамбля «Золотое кольцо».
Мастерица: Солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья!»
Ведущий: Осенняя ярмарка закрывается, а весенняя намечается.
Песни, пляски и товар, привозите на базар.
-А вам, ребята, за ваши добрые сердца, да за руки золотые – сюрприз.
(Выносит из домика угощение – пряники)
Песня: «Пряники русские». : В. Купревича – М. Хотимского.